Все наши путешествия

Вступление...

 

За идею этой поездки нам стоит поблагодарить господ Александра и Таню Симо, их отчет о поездке в Исландию в 2001 году давно запал мне в душу. Годы шли, а про сказочную страну Исландию нет-нет да и вспоминалось долгими зимними вечерами…

Собственно, ничего особо сложного в подготовке такой поездки не предвиделось, тем более в последнее время число отчетов в Интернете про Исландию сильно увеличилось. Визы хватит и финской, мультяха на 45 дней у нас и так есть, ехать не бог весть как далеко, особенно после нашей прошлогодней поездки на Сахалин. Главное, решиться и заблаговременно забронировать паром. Что я и сделал в качестве подарка себе на день рождения – 12 апреля поехал в паромный центр, что на ул. Восстания и забронировал нам автопакет, включающий двухместную каюту с окном – гулять так гулять! – на 7 августа туда и на 16-е обратно. На следующий день передумал, и перенес обратный отплыв на 23-е, уж ехать – так на 2 недели. Тут надо сказать, что в Исландию ходит единственный паром "Norrona" фарерской компании Smyril Line, и ходит по довольно замысловатому маршруту. На остров он отправляется из норвежского Бергена по вторникам, заходит в свой родной порт Торсхавн на Фарерах, и в четверг причаливает в исландском Sejdisfjoerdur’е. Обратно же, после Торсахавна, он держит путь уже в Данию, в порт Ханстгольм, куда приходит по субботам. В общем, если вдруг захотеть вернуться туда, откуда уплыл, т.е. в Берген, то придется 3 дня ждать на Фарерах, пока Норрона сплавает в Данию и вернется обратно. Мы решили лучше вернуться в Данию, а в оставшуюся неделю отпуска по мере сил устроить еще минипоездку по Европам, благо в Европе все близко. В последние момент перед отъездом даже бронируем отель в Париже на 3 ночи, это ни к чему не обязывает – бронь можно, если что, отменить вплоть до последнего дня.

Билеты куплены – началось изучение вопроса уже всерьез. Главное, что я вынес из чтения отчетов и свежеприобретенного Lonely Planet, это то, что центральную часть страны надо посетить обязательно. Там кратеры и теплые озера в них, вулканические пустыни, марсианские пейзажи, ад и рай на земле… Но машина у нас теперь – свеженькая Рено Лагуна, а дороги в центр острова все без исключения “4WD only”, т.е. только для джипов. А в Исландии сие означает реки без мостов. Эмоциональный Lonely Planet оптимизма не добавляет, сообщая, что, к примеру, попасть в район Askja к теплому вулканическому озеру Viti туристам, не владеющим подготовленным джипом, “нечего даже и думать”. Ладно, в конце концов на острове очень хорошо развита сеть автобусных маршрутов, можно оставить машину где-нибудь и на пару дней стать “организованным туристом”. Разберемся.

Т.к. Ленка в этом году только 31-го июля возвращается из полуторамесячной крымской практики, отъезд назначили на 2-е августа. Откладывать дальше было нельзя, к сентябрю нам обоим обязательно надо быть в городе.

В июне нас неожиданно стало четверо. Желание присоединиться изъявила Катерина, поддерживавшая нас в прошлом году sms-ками на протяжении всей сахалинской авантюры. А с ней молодой человек по имени Сергей. Срочно перебронируем билеты туда, меняем двухместную каюту на четырехместную. Обратно они полетят самолетом за день до нашего отплытия. Упихаться в одну машину вчетвером в трехнедельное автономное путешествие это вам не на Сахалин съездить! И хотя Лагуна побольше 12-шки будет, стало ясно, что места катастрофически мало. Пришлось одолжить еще и бокс на крышу. В общем, когда мы с Ленкой ранним утром 2-го августа собрали все вещи, место в багажнике аккурат закончилось. Бокс же еще со вчерашнего дня был закрыт нашими с Серегой нечеловеческими усилиями, и с тех пор находится под нешуточным внутренним давлением сжатых палаток-ковриков и прочего барахла. Так и настал

 

1-й день. 2-е августа 2007 г.

 

В 7 утра путешествие началось. Пробок на Светлановской площади в это время еще нет, и уже через пятнадцать минут мы были у серегиного дома, что на Жака Дюкло. Хоть мы и на 15 минут опережаем график, он готов и оперативно выходит с немаленьким рюкзаком и непоместившимся туда спальником. Что ж, багажник хоть и не резиновый, но упихнули и это. Отлично, отъезжаем от Сереги минут на 10 раньше, чем собирались только заехать. С Катериной, однако, этот номер не проходит. Мол, договаривались на 8! И не фиг. Ждем пятнадцать минут под домом, пытаясь пока еще поплотнее перепаковать багажник. Катерина выходит с небольшой сумочкой, запихиваем поверх всего, под самый потолок. Заднего вида теперь нет в принципе, но зато мы уже точно едем!

Даже неплохая погода, солнышко. Бодро выезжаем из города – все пробки в Осиновой Роще сейчас нам навстречу. Треклятое, вечно забитое фурами шоссе “Скандинавия” проезжаем довольно быстро, хотя пассажиры впоследствие выразили недовольство “стилем моей езды”, имея, видимо, ввиду практически непрерывный обгон фур посередине между потоками. Я сам не люблю такой “стиль”, но на “Скандинавии” других вариантов нет… Первая остановка на Юкосе – заправиться, купить страховку. За страховками неожиданно оказывается очередь, человек пять. Теряем полчаса. Приобретаю сразу 2 страховки – одну на 30 дней на весь ЕС и еще одну, с 1-го сентября на 15 дней на Скандинавию – если нас и правда понесет после Исландии в Париж, 30 дней нам не хватит. Посмотрим, цена вопроса лишних 500 рублей, зато о страховках можно больше не думать. Едем дальше, на Светогорск. Хочется уже побыстрее покинуть родину. Не очень понятно, как честно и одновременно уклончиво отвечать на вопросы финских пограничников о цели путешествия. У Катерины еще и немецкая виза. К тому же имеем небольшой перебор по алкоголю. В общем, я немного нервничаю.

Хорошая погода тем временем заканчивается – над границей тучи ходят хмуро. Дорога до Светогорска тоже весьма хмурая, хотя с зимы ее все-таки чуть-чуть подлатали. Можно ехать хотя бы 60-70 без риска пробить колесо, что было бы совсем глупо в начале европейского турне. Разговор все вертится вокруг того, врать или не врать пограничникам. Решаем не врать, говорить только правду, но не всю. Так, сегодня у нас запланирована ночевка у Инки в городе Сеиняйоки, это можно с чистой совестью сообщить на вопрос о цели поездки. Ну а если расспросы пойдут дальше – по обстановке.

На таможне никого – это компенсирует поганость дороги до Светогорска. Наши таможенницы, как обычно, абсолютно нелюбопытны:

–    Что это у Вас, вещи?

–    Да.

–    А на крыше тоже?

–    Да.

–    Откройте, пожалуйста.

Черт. Открыть-то наш “бокс высокого давления” легко, вот сможем ли потом закрыть? Ничего, справились. Помогло желание поскорее покинуть родину, да и шмотки как-то спрессовались за сутки лежания.

Через 20 метров ритуальная остановка в Duty Free. Закупаем ящик Lapin Kulta. Заинтересованно изучаем правила ввоза алкоголя. Да как не считай, а все равно у нас перебор получается. Благо, таможенники на финской стороне отсутствуют как класс. Пограничник же рутинно интересуется “Куда?”. “В Сеиняйоки” – отвечаю я, и это истинная правда. Больше вопросов не последовало. Вот мы и в Шенгенщине!

Мир, а с ним и настроение сразу же необратимо меняются к лучшему! Даже погода тут же наладилась, выглянуло солнце. Вроде уж езжена-переезжена Финляндия нами за последние годы, и ничем особо не отличается от Карельского перешейка, а все равно все тут другое, и нервозность первых часов путешествия сразу же сменяется какой-то безмятежной расслабленностью. Теперь уж точно путешествие началось!

Не спеша пьем кофе на первой попавшейся заправке – спешить нам некуда, до Инкиного дома километров 400, успеем. Едем в свое удовольствие по очень красивой озерно-холмистой дорожке Иматра-Миккели, через Сайму. У очередного живописного озерца возникает мысль искупаться – останавливаемся. Тепло, красота. Озеро только болотистое, а в единственном месте, где можно подойти к воде основательно расположился какой-то финн, даже костерок развел. Зато вокруг полно грибов и черники, сходу находим 4 белых. В результате, остановка слегка затянулась.

Дальше сажаю Катерину за руль, осваивать премудрости управления автомобилем с автоматом. Все время повторяю, что главное – не давить на тормоз так, как на ее девятке, а то у нас бокс с крыши улетит. Урок проходит успешно, финские дороги с их трафиком одна машина в полчаса вообще неплохое место для тренировок. Но не успела Катерина войти во вкус и освоить круиз-контроль, как попалось следующее озеро, на это раз с хорошим каменистым берегом и бухточкой, удачно скрытой рельефом от дороги, что позволило искупаться в нашем обычном стиле, не заморачиваясь доставанием купальников. Водичка не горячая, бодрит, однако вскоре все члены экипажа все равно заснули, сопя на разные голоса. Не выспались, зайчики, предотъездная суета…

Миккели проезжаю без остановок, едем дальше на Ювяскуля. Участники постепенно просыпаются, а также просыпается аппетит. В Ювяскуля останавливаемся около огромного универмага “Prisma”, обедаем там в Mc’Donalds, а потом бестолково убиваем еще минут 40, слоняясь по этой Призме. Покупаем только мясо на вечер. Сообщаем Инке о своем приближении и оставшиеся до Сеиняйоки 200 км проезжаем уже без остановок. В этом населенном пункте я был уже раз 10, но запомнить его устройство до сих пор не могу. Вот и на этот раз проехал каким-то новым путем, хотя заблудиться и не удалось – в начале седьмого паркуемся у Инкиного дома. На сегодня езда закончена. Оказалось, что у нее в гостях в этот момент живут родители, о чем она предусмотрительно мне не стала говорить, а то мы бы постеснялись заезжать. Ну да Инка убеждает, что места всем хватит – дом у нее и правда немаленький!

За встречу вход пошли баночки пива, а следом и стопочки. В перерывах – игра в пинг-понг, катание на роликах и т.п. Вечер провели ударно, а ближе в ночи еще и мой старый финский друг Вова пожаловал с бутылкой текилы. И, что хуже, с сигаретами. А тут необходимо заметить, что, с подачи Катерины, мы с Ленкой решили в этой поездке бросить курить, и действительно с сегодняшнего утра не курили! А Вовины сигареты пробили в нашей решимости изрядную брешь… К счастью, у него было только полпачки, он сам рассчитывал у меня угоститься. Быстренько докурили от греха подальше эти полпачки, и теперь уже окончательно бросили курить!

Просидели часов до часу ночи, Вовка собрался домой – это у нас отпуск, а у них завтра рабочий день, Инке еще и в Питер вечером ехать. Пора и честь знать, да и самим бы нам на паром не опоздать. В качестве резервного водителя на завтра готовим Катерину, она последние несколько часов пьет только вино. В полвторого улеглись спать, а в 7 утра Инка уже уехала на работу.

 

2-й день, 3-е августа 2007 г.

 

Проснулся я на удивление рано – часов в 8, Инка как раз на работу уехала. И с на удивление приличным самочувствием. Пока все спали, погулял полчасика по окрестностям, тут и Серега поднялся – в проходной комнате не больно-то поспишь. Совместными усилиями растолкали девчонок, позавтракали да и двинулись дальше. Существенно раньше намеченного срока, часов в 10. Проводить нас поднялись Инкины родители – мы смущенно удалились, извиняясь за вчерашнее буйное вторжение.

Паром у нас в 2 часа, до Ваасы ехать час – времени навалом. Доехали до красивого моста через пролив, что километрах в 15 за Ваасой, погуляли, поглазели. Тут и дождь как раз пошел. Раз так, поехали в Ваасу посещать магазины – покупать Ленке штаны, недокупленные в Питере. Штаны успешно купили в Интерспорте, паром тоже нашли сразу – указатели на “Satama” начинаются прямо в центре города. Прибыли в порт, в результате, часа за полтора и еще час там простояли до начала погрузки.

Паром маленький, меньше даже SeaWind’а, какой-то обшарпанный. Кают нет, только кресла. Открытой палубы тоже почти нет, правда все равно идет дождь. Из развлечений – маленький ресторан-буфет и все. А стоит это дело 190 евер за автопакет, дороже, чем ночной рейс Viking Line. За что, непонятно. Мы выбрали его отчасти для разнообразия – путь через Турку-Стокгольм поднадоел, отчасти чтобы посетить Инку. Но одного раза явно достаточно – больше тут не поплывем.

Распили по баночке пива под дождем, пронаблюдали отплытие и вид на тот мост, что только что изучали вблизи, скоротали часик в буфете – осталось еще два с половиной. Хочется спать, но в этих креслах не получается – шумно, крутят какие-то комиксы с непрерывным дебильным хохотом. Ну, хоть время есть дневник пописать. В общем и целом, не понравился нам паром “RG-line”.

Через три часа плавания сквозь пелену дождя показалась земля, вскоре обернувшаяся промышленного вида шведским городком Умеа. В 18.20 по шведскому времени съехали с парома и под непрекращающейся моросью двинули вглубь страны по Е12. С нее вскоре уходим на 92-ю, всецело полагаясь на AutoRoute – даже не интересно: место, куда хочешь попасть, ввел, кнопку нажал и поехали… “через 20 км поверните налево, через 50 – направо…”

На термометре +13. Виды в Швеции поживописнее, чем в Финляндии – сразу появились горки, а также довольно полноводная река с небольшими водопадиками, вдоль которой и идет дорога. Шведы либеральнее финнов в вопросе ограничения скорости – часто на довольно узких и извилистых участках стоят знаки “110”. Так что едем довольно быстро, даже обогнали дождь и въехали в светлую полосу между тучами.

У экипажа накапливается недосып, склоняемся к мысли пораньше встать на ночевку, желательно еще где-нибудь между тучами. Катерина надеется найти дикую ночевку, я отношусь к этому скептически, мол, в Европе же! Надо кемпинг искать. Кемпингов мало, те, что попадаются, не вдохновляют – просто огороженные поляны прямо у дороги. Вскоре после поворота на 45-ю дорогу, на Ostersund, после моста через широкую реку видим многообещающий съездик. Короткая разведка, и мы уже ставим лагерь на берегу реки на полянке, в меру захламленной какими-то шпалами и железными конструкциями непонятного назначения. На шведской помойке очень даже неплохо, ночевка удалась! И, главное, нет дождя, к ночи даже лунища вылезла. Лагерь – две палатки – ставится за 15 минут, включая выпивание первой стопочки на капоте, еще через 15 минут готова картошка с тушенкой. Ужинаем, уютно устроившись за сварганенным из шпал столом, запасы алкоголя оскудевают еще на 0.5 литра. Видно, это наша норма на вечер. Все, спать. Подъем, после длительной торговли с Катериной, назначается на 7 часов. На завтра большие планы!

 

3-й день, 4-е августа 2007 г.

 

Проснулся я аж в 6 утра! Утро не жаркое – туман такой, что не видно противоположного берега реки. Серега тоже встал рано, готовим завтрак, будим девчонок без пяти семь. Катерина ворчит, мол, на пять минут раньше разбудили, враги! – но вылезает кушать кашку. Купаемся для бодрости – водичка ого-го, упихиваем наше барахло и ровно в 8 стартуем.

Тут первый раз дает о себе знать наша коробка передач – внезапный резкий рывок и загорается надпись “check gearbox”. Неприятно. Останавливаюсь, глушу машину, завожу снова – все нормально. Ругаю себя за лень – такое один раз уже было недели за 3 до отъезда, но я тогда уговорил себя, что это случайный глюк, и так и не доехал до гарантийной станции. Ладно, в крайнем случае, придется искать в Норвегии сервис Рено. Чай, не в пустыне. Инцидент вскоре забывается, погода разгуливается, выходит солнце. Тут меня совершенно разморило – глаза закрываются прямо на ходу. Сажаем за руль Катерину – она ведет до самого Are, куда приезжаем часов в 11. Are – чуть ли не самый фешенебельный шведский горнолыжный курорт, последние 70 км дорога идет по очень красивой долине мощной реки, зажатой с двух сторон горами. Катерина была тут зимой полтора года назад, узнает места. Возникает мысль немножко погулять по горам, уж больно красиво. Давно мы гор не видели!

Паркуемся прямо на центральной площади, где куча кафешек и толпы народу, в двух шагах от забавного “трамвайного” подъемника. Парень, водящий это устройство, обстоятельно объясняет, что, если мы хотим добраться до вершины, то лучше нам дойти до креселки, она стыкуется со следующей креселкой, которая уже везет доверху. Следуем его совету, идем пешочком метров 500. Креселка оказывается переоборудованной под перевозку велосипедов – летом комплекс не простаивает, тут вовсю гоняют с горы на специальных велосипедах, которые Катерина разглядывает с профессиональной завистью. Идут соревнования. Отстояли даже целую очередь с велосипедистами и погрузились в эдакую кабинку, подвешенную заместо кресла. Верхняя очередь подъемника, увы, не работает из-за ветра, так что восхождение на вершину пришлось заменить небольшой прогулкой вдоль склона. Тоже неплохо, красота – фотографируемся на фоне долины и снежников на той стороне, подъедаемся черникой. Сверху время от времени со свистом проносятся велосипедисты. Дошли, в результате, до верхней станции того трамвайчика и на нем спустились вниз. Тут же на площади пообедали в кафешке и отправились дальше в Норвегию.

В последней шведской деревне озадачились поиском заправки, а то в Норвегии бензин еще дороже. Еле нашли, пришлось даже съезжать с шоссе вглубь деревни. Границу Евросоюза проехали по зеленому коридору, не встретив ни одной живой души... Эх! Все бы границы так...

Дорога, тем временем, стала совсем горной – перевал за перевалом. После въезда в Норвегию резко ужесточился скоростной режим: вместо вольготных шведских “110” пошли ограничения 70-80, а в многочисленных населенных пунктах и вовсе 50. Ближе к Тронхейму попадаем на “Toll road” – связку из нескольких тоннелей, самый длинный 4 км. За это дело берут сначала 10 крон, потом еще 25.

В полпятого, ведомые AutoRoute’ом, в плотном потоке въезжаем в центр Тронхейма и паркуемся на набережной напротив домиков на сваях “а ля Венеция”. Благо, суббота и все парковки бесплатны. Тронхейм – очень приятный город. Мы провели в нем часа два, дошли до собора, закрытого, к сожалению, по случаю субботы. По этому же случаю, на центральной улице происходит столпотворение, какие-то стихийные концерты, шум и гам. Зато в двух шагах в сторону, к реке, пустынно, ни людей, ни машин, тишина и умиротворение...

Полюбовались видом со старинного мостика, “The Old Town Bridge”. Отсюда делаются фотографии, красующиеся на всех рекламных брошюрах про Тронхейм. Поднялись по суперкрутой улочке к крепости, что на господствующей высоте. Улочка снабжена замечательным устройством – подъемником для велосипедов! Вдоль тротуара проложен рельс, по нему ездит эдакий “подпятник”. Кидаешь монетку, ставишь ногу на эту штуку и вперед. Никогда раньше такого не видел. В крепость попадаем по какой-то несолидной тропинке, но более парадного входа что-то не наблюдается. Со стен великолепный обзорный вид на фьорд и город внизу, ради этого стоит залезть на гору!

Нас начинает поджимать время, спускаемся к машине и около семи покидаем Тронхейм. Почти что в пробке выезжаем на дорогу E6, на Dombas. Дорога узкая, забитая и красивая... Скорость передвижения невысока и мы понимаем, что проехать Dombas сегодня не получится. Катерина с Серегой изучают книжку “кемпинги Норвегии” на предмет места ночевки. Приглянулся кемпинг Magalaupe на речке, сразу за городком Oppdal. В указанном месте действительно обнаружился неплохой кемпинг за 110 крон. Располагаемся в самом дальнем от въезда конце, то ли еще в кемпинге, то ли уже просто на берегу речки. Речка вполне горная, неподалеку впечатляющий порог-водопад. Искупаться решился только Серега. Ужинаем, не обходится, естественно, без стопочек. В сумерках ходим изучать порог. Еще сегодня утром горки возле Are казались такими большими, а сейчас вокруг уже настоящие горы с пятнами то ли ледников, то ли снежников. Почти до полуночи пьем чай за философскими беседами. Когда разговор почему-то зашел об эвтаназии, стало понятно, что пора спать!

 

4-й день, 5-е августа 2007 г.

 

Встали позорно поздно. Пока в душ за 10 крон – опускаешь монетку и 3 минуты льется горячая вода, – пока яичницу поджарить, пока то да се, выехали только в 10. Перед Dombas’ом дорога забирается на довольно высокий, судя по тундре вокруг, перевал. По ощущениям, мы где-то глубоко за полярным кругом, хотя на самом деле гораздо южнее. Самому туристическому городку Dombas уделяем 3 минуты и двигаемся в сторону знаменитой 63-й дороги, “Дороги Троллей”. До нее еще километров 100, но уже и здесь есть на что посмотреть – постепенно спускаемся в глубокий каньон со скалистыми стенками. Со скал один за другим ссыпаются водопады и водопадики. Едем не быстро, дорога узкая, много ограничений 50. Идет она вдоль речки, где-то через час после Dombass’а нам захотелось на этой речке остановиться, и, свернув на первую попавшуюся стояночку, мы случайно оказались на смотровой площадке потрясающей красоты водопада “Stellafossen”. Это первый водопад, который мы видим вблизи, потом, наверное, привыкнем, но сейчас полчаса не можем оторваться. Жадно фотографируем его со всех ракурсов, благо смотровых площадок тут много на разных уровнях и с разных сторон. Имеется тут же и сувенирный ларек, в котором я, не удержавшись, приобрел симпатичного маленького тролля.

От водопада до поворота на “Дорогу Троллей” еще 30-40 минут по все более сумрачному ущелью. После поворота первым делом мостик шириной ровно в одну машину. Да и вообще дорожка становится еще в полтора раза уже (а я-то думал, что предыдущая дорога была узкая), две легковые машины разъезжаются впритирку, а с автобусом или кемпером разойтись можно только на специальных уширениях. А кемперов тут хватает, да и вообще трафик довольно большой – дорожка эта весьма разрекламирована. До начала серпантина километров 10, останавливаемся перед ним, собираемся с духом, подкрепляемся пока земляникой. Рядом стоят две машины соотечественников с 98-м и 69-м регионом. Погода неотвратимо портится, начинается дождь.

Ну что ж, вперед. Забираемся на перевал минут за 40, с остановками на фотографирование во всех возможных местах. Серпантин, безусловно, впечатляет. Но дорога узкая, машин много и водителю особо по сторонам не поглазеть. Катерина поначалу изъявляла, было, желание сесть за руль и заехать на перевал еще разок, но наверху это желание как-то рассосалось. Наверху просто столпотворение, еле нашли место, где запарковаться. Это, конечно, впечатление портит. Очень напомнило крымский Ай-Петри, где тоже не протолкнуться, где на каждом шагу тебе впаривают шашлык, прогулку на лошадях, какую-нибудь финтифлюшку и т.п. Здесь, правда, шашлык не жарят, но все равно шум и толчея. Много автобусов, которые на подъеме занимают всю ширину дороги и создают пробки. Около смотровой площадки идет какая-то монументальная стройка – то ли отель возводят, то ли кабак какой-нибудь.

В общем, человеческое присутствие изрядно смазывает впечатление от красот горной природы. Хотя посмотреть есть на что – со смотровой площадки, путь к которой пролегает мимом десятка сувенирных лавок, виден весь серпантин сверху донизу, прямо Кату-Ярык на Алтае, хотя и, мягко говоря, несколько поцивилизованнее. Погода тоже не способствует долгому созерцанию – 11 градусов, ветер и дождь. Как и полагается в горах. Хотя высота по GPSу всего 830 метров.

Хочется где-нибудь пообедать, но явно не здесь. Начинаем спускаться. Катерина лелеет надежду найти хорошее дикое местечко на природе и сварить там супчик, “когда кончится дождь”. Но что-то он не кончается. На склонах низко-низко лежат облака – в горах красиво в любую погоду. Проезжаем еще один водопад, скорее даже просто бурлящий мощный поток внизу в глубоком каньоне.

В полтретьего, когда голод уже дает о себе знать, в маленькой деревеньке встречается симпатичная с виду кафешка. Несколько, правда, аляповатая внутри – место, конечно, туристическое – вскоре подвалил автобус. Мы рассаживаемся за столиком, девушка смотрит нас с недоумением, потом робко сообщает, что тут, вообще-то, буфет по 200 крон с носа. Что-то многовато. Но тут же, видя нашу попытку покинуть заведение, добавляет: “Но я могу и меню принести…” В результате наели на 600 крон. После обеда у нас традиционное соревнование, кто быстрее достанет карточку. На это раз победа досталась Сереге, зато на бензоколонках обычно нет равных Катерине. Пока я только вставляю пистолет в бак, она уже успевает добежать до кассы.

Насытившись, двигаемся дальше вниз, к Geiranger-фьорду. До него оказалось всего 10 минут. Тут большой офис “Tourist info”, где мы набрали гору всяких путеводителей. Рядом причал специального туристического парома, который катает желающих по всему фьорду. Но нам нужно чуть дальше, в Linge, откуда обычный паромчик переправляет на другую сторону, на продолжение 63-й дороги. Очередь довольно большая, но паромчик оперативно шастает туда-сюда. Вроде, только что ушел, а уже снова швартуется. Пока ждем в очереди, нас пытаются обилетить – давай, мол, 118 крон. У нас осталось очень мало норвежской налички, боимся, что, если в кемпинге опять не захотят брать карточки, может не хватить. Поэтому, я показываю мужику карточку. “А!, - говорит он, – O! Это только если на самом корабле...”

И уходит дальше. Уже при погрузке другой мужик проверяет билетики, смотрит на нас вопросительно. Я опять показываю ему карточку. “Неужели у Вас не найдется 96 крон?!” – воскликнул мужик. Скидка нам понравился, и я отдал ему предпоследний стольник. Серега потом, изучив билет, объявил, что с нас взяли как с одного взрослого и двоих детей.

Паром плывет от силы минут 10, и мы уже снова на 63-й дороге. Сразу же начинается серпантин и вскоре великолепная смотровая площадка на фьорд, через который мы только что переплыли. Видно его гораздо лучше, чем можно было бы ожидать в такую погоду – дождь-то все идет. Вода в заливе какого-то удивительно непередаваемого цвета, сразу понятно, что это норвежский фьорд, а не что-нибудь. Со следующей площадки виден знаменитый водопад “Семь сестер”, правда, издали. А внизу на воде такие маленькие игрушечные кораблики, видимо, среди них и тот самый туристический паром. Девчонки рассматривают их в подзорную трубу. Впечатление производит даже не столько водопад – издали это просто несколько ручьев, – сколько сами отвесные скалы фьорда, поднимающиеся из бирюзовой воды... И, что еще немаловажно, на этом куске 63-й дороги туристов на порядок меньше, наверное, классический маршрут проходит тут по воде.

Дальше – спуск в городок Geiranger. На всякий случай заправляемся на маленькой заправке – Катерина опять выиграла забег в кассу – и снова в горы. Серпантин на подъеме покруче “Дороги Троллей”, высота перевала 1000 метров. Пейзаж вокруг уже совсем серьезный – растительности нет, снежники прямо у дороги. Имеется довольно большое озеро, но купаться что-то никто желания не изъявил. Вообще, из машины получается выйти минуты на 2 – погода соответствующая, дождь-ветер-10 градусов. В теплой машине со вкусом обсуждаем преимущества автомобильного горного туризма перед традиционным, пешеходным. И тут представляется замечательная возможность это дело испытать на практике. На перевале стоит щит “Dalsnibba, 1500 m.o.h.”, указывает налево. Однако! Это еще 500 метров набора. Дорога туда платная, аж 70 крон. Однако никому, видимо, неохота сидеть тут собирать деньги, поэтому на заколоченной будке написано “самообслуживание”. Процедура оплаты непроста – уяснить ее получилось только расспросив случившегося рядом норга. Надо взять в ящике конверт, надписать на нем фамилию-имя-страну-номер машины, вложить внутрь деньги и сунуть это все в специальную щель. Проделываем все эти манипуляции – и откуда мы такие честные?.. Теперь налички на кемпинг уже точно не хватит.

Дорога – очень крутая гравийка, узкая, мокрая, скользкая, почти без ограждений. На склоне большие пятна снега, с другой стороны крутой обрыв к оставшемуся на перевале озеру. Да, это вам не “Дорога Троллей”! Тут все посерьезнее. Коробку – в режим тип-троник и на первую передачу. Чтобы даже не думала сама куда-то там переключаться! Машин мало, но несколько штук попадается. Правда, потом, пока мы стояли наверху, подвалил-таки автобус.

А на вершине горные красоты и классическая горная “плохая погода”. Ветер с дождем валит с ног. Холод собачий. Но все-таки очень здорово, промерзнув как следует минут за десять, продолжить созерцать виды из теплой машины, вместо того, чтобы окоченевшими пальцами ставить на этом ветру палатку! Тут мне еще внезапно позвонила Таня Зарайская – девушка, с которой мы когда-то вместе работали и которая лет 8 назад уехала в Канаду. А тут приехала в отпуск в Питер, узнала мой телефон и решила позвонить... Ощущение нереальности происходящего стало еще полнее.

Проговорив, наверное, все деньги на счету – тут это несложно – и сфотографировав машину на фоне таблички “высота 1500 м” – все-таки для нее это рекорд - начинаем спускаться. Время уже поджимает, нам еще надо добраться до намеченного кемпинга под ледником Briksdal.

Быстро спускаемся до перевала и дальше вниз по асфальту. Какие же все-таки в Норвегии узкие дороги! Особенно те, что без буквы “E”. 63-я дорога, впрочем, вскоре кончается, выезжаем на более крупную 15-ю. На ней сразу же череда туннелей 4.5-3.5-2.5 км и еще несколько мелких. Пожалуй, я уже не хочу ехать по самому длинному в Европе туннелю – 24 км – и этих вполне достаточно, чтобы получить о нем представление.

Едем по направлению на Stryn, без остановок. Все равно окружающие красоты в нас больше не помещаются – слишком много впечатлений за день. Уже кажется само собой разумеющимся, что вокруг должны быть скалы, водопады, ледники, горные озера, зеленые фьорды... А разве где-то бывает иначе? Неожиданно, за очередным туннелем, кончился дождь и показалась радуга. Неужели опять повезет и ночевка будет без дождя?…

Доезжаем до городка Loen, что на берегу очередного фьорда, точнее, озера, соединяющегося с фьордом протокой. На всякий случай смотрим информационный стенд с картой – все правильно, через несколько километров нам сворачивать к Briksdal’у, третьему по величине леднику Европы. Дорожка туда совсем узенькая, практически односторонняя с уширениями для встречного разъезда. А ведь тут автобусы попадаются, не говоря уже про кемперов, которых везде полно. Вдоль дороги один за другим идут указатели на кемпинги, но мы хотим в самый последний, под ледником, Melkevoll, про который читали в отчете. Оттуда начинается пешеходная тропа к леднику. Погода явно меняется к лучшему! И хотя в долине лежит не то туча, не то туман, небо уже не выглядит так безнадежно, как весь сегодняшний день.

Отчет не обманул, Melkevoll – кемпинг уютнейший! Маленький, несколько домиков, несколько кемперов и немножко места для палаток. Причем не общее поле, как обычно любят делать в кемпингах, а несколько отдельных изолированных лужаек. Мы занимаем последнюю такую свободную полянку у реки – как раз на 2 палатки и машину. Берут 150 крон, карточки, слава богу, принимают.

У соседних кемперов утаскиваем стол со скамейками – все равно они из своего кемпера не выходят. Катерина, правда, предварительно спросила разрешения, для чего долго стучалась в дверь. Теперь у нас все удобства – можно и по стопочке. Наверху грохочет водопад, рядом – бурная речка. В ста метрах – еще одна. Видно сразу три ледника, вернее, три языка одного и того же огромного ледника... И еще наблюдается удивительное природное явление – дует откровенно теплый ветер. Причем не везде, а именно в районе нашей полянки, как-будто специально, из большого фена.

Для полноты ощущений осталось только искупаться. К нашей речке спуститься что-то не удалось, пошли ко второй. Катерина предложила срезать – срезали! Попрыгали минут пять в тапочках по здоровенным валунам, метров 30 срезали. Зато нашли улово, где можно искупаться. А то речка горная, нешуточная, может и унести до самого фьорда. Вода теплая – градусов 10, наверное.

После ужина отправились еще гулять к водопаду. Тропинка быстро кончилась, полезли просто вдоль речки по каким-то зарослям. Склон все круче, темнеет. Там, где мы все проходим по бревнышкам, Серега почему-то проваливается по колено. В общем, слава богу хватило ума вовремя повернуть назад.

Первый раз за поездку видим на небе звезды. Норвежские звезды. И это очень здорово – завтра нам нужна хорошая погода!

 

5-й день, 6-е августа 2007 г.

 

На сегодня у нас большие пешеходно-туристические планы. Изучена схема местных тропинок, из которой следует, что к леднику ведет изображенная зеленым цветом “easy track”, на деле оказавшаяся просто дорогой с толпами туристов. Согласно той же схеме, идти по ней 45 минут, но особо ленивых подвозят от отеля на специальных смешных автомобильчиках. В общем, это не наш стиль. Зря мы, что ли, надели горные ботинки и даже вооружились ледорубом?! Присматриваем “красную” тропу, ведущую куда-то наверх между языков ледника. Она ответвляется от зеленой где-то на полпути.

Пока же проходим главное развлечение – мостик под водопадом, расположенный так, что сухим не останешься: брызгами обдает с ног до головы. А в брызгах – радуга! Сегодня такой душ в радость – погода нас явно балует: солнце, тепло. Мы напихали в рюкзаки теплых курток, но, похоже, они не понадобятся. У следующего мостика покидаем людную дорогу и сворачиваем на нашу тропу. Это действительно тропа, идет сначала по лесу, потом по каменным лбам. Постепенно становится все “краснее”. Ползем наверх, периодически отвлекаясь на поедание черники и любование водопадом, что по соседству с ледником. Чем выше, тем вид лучше. Под ледником, оказывается, есть озеро. С высоты, на которую мы забрались, видно, как на берегу копошатся крошечные блохи – туристы из отеля.

Часов в 10, т.е. через полтора часа после выхода, тропа приводит нас к некрутой сыпухе, и дальше все несколько неочевидно, маркировок больше не видно. Штурмуем эту сыпуху и лезем вверх по небольшому кулуарчику. Ледоруб и Катеринина палочка вовсю идут в дело – кулуарчик уже вполне себе крутой.

Хочется добраться до самого ледника. Однако, Серега, который первый раз в таком мероприятии, похоже, перестает получать удовольствие от процесса. Тем более, что дальше вообще участок с элементами скалолазания. После небольшого совещания, оставляем Серегу сидеть перед этим участком, снабдив, на всякий случай, Катерининым телефоном. Дальше лезем втроем, пообещав вернуться через полчаса.

Далеко продвинуться не вышло, пару раз залезли в тупик, приходилось отступать вниз и обходить скалы. Поняли, что до ледника такими темпами мы доберемся к вечеру, и Серега успеет соскучиться. Ну и ладно. Постановили считать данный конкретный камень целью экспедиции, послали Сереге sms-ку, чтобы ждал еще полчаса, съели припасенную шоколадку. Виды потрясающие, тепло, солнышко – так бы и просидели тут целый день, да Серегу жалко.

Катерина мечтает искупаться в озере под ледником, остальные тоже разделяют энтузиазм, так что быстренько ссыпаемся вниз на “зеленую” дорогу и, помахивая ледорубом, в толпе туристов доходим до озера и ледника. Вот это зрелище! Озеро зеленое, а ледник голубой! По-настоящему голубой лед, местами, в тени, даже синий. Народу много, как искупаться непонятно. Пытаемся выждать, пока в конкретном локальном месте никого не будет, но дело это безнадежное. Тогда присматриваем скалу прямо под самым ледником, куда народ вроде не доходит, но там пока тень. Ждем. Вообще-то подход к леднику прегражден веревочкой и надписью, что, мол, “СТОП”, “НИ ШАГУ”, “DANGER”! Но что-то это никого не смущает. Ну а нас уж тем более. Пробираемся на присмотренный мысок, место тут вообще фантастическое – из-под ледника вытекает река с кусками льда. Катерина решительно раздевается и окунается пока, мол, никого нет. Мы следуем ее примеру. Вода, конечно, очень теплая – градуса 3, вокруг плавают льдинки – класс!

Никого нет, как же! Хоть купались мы и недолго – влезли-вылезли, на все про все секунд пять – из-за угла успели подтянуться туристы с фотоаппаратами и камерами. Якобы, любуясь ледником. Ну, пусть знают наших...

Все. Пора домой. Хочется есть, да и в Берген нам сегодня еще ехать, завтра рано утром отходит наш паром. Очень кстати освежает водопад на полпути, а то погода совсем разгулялась – Катерина щеголяет в шортиках, остальные их взять не догадались, забив место в рюкзаке теплыми куртками. Оказывается, в Норвегии и такая погода бывает. А вчера кто бы мог подумать...

В кемпинге неспешно обедаем, варим супчик. Даже позволяем себе по баночке пива. Выезжать собрались только в пять часов. До Бергена, в принципе, недалеко – километров 250, но едется небыстро. То ограничение “50”, то встречный автобус пропустить надо, то у супер-красивого фьорда приходится остановиться для купания. После такого купания меня совсем разморило, пришлось уговаривать Катерину порулить, хотя она тоже не слишком бодрая. Но, немножко поломавшись, согласилась. Договорились, что до парома в Lavik’е.

Едем, гадаем, до какого часу этот паром ходит, дело-то уже к вечеру. Надо заметить, что строгость норвежских ограничений скорости компенсируется их массовым несоблюдением. В отличие от законопослушных финнов, норги, похоже, на повсеместное “80” повсеместно же и плюют, гоняют дай боже – некоторые нас обгоняли со свистом, хотя мы ехали сотню. И это на узких горных дорогах.

Когда до парома остается километров 5, едущая сзади белая машина резко ускоряется и, обогнав нас, исчезает впереди. Времени 20.25. “Жми,” – говорю Катерине, – “похоже, последний паром в полдевятого!” На причал приезжаем в 20.31 и наблюдаем отплывающий паром. Тот белый гонщик одиноко стоит первым и единственным в очереди. Встаем за ним вторыми. Не успели даже съесть по мороженному, как паром обернулся и мы поплыли. На это раз содрали аж 169 крон, а меня с карточкой отправили в специальный “ticket office” на верхней палубе.

В Oppedal’е выгрузились в полдесятого, до Бергена еще 100 км. Наша задача найти ближайший к нему кемпинг, т.к. завтра в 7 утра нам надо уже быть на причале Smyril Line. Поначалу пошла хорошая новая трасса с туннелями и виадуками, но вскоре уперлись в длинный ремонт, вернее, участок строительства, а за ним опять началась старая узкая дорога. Подходит к концу бензин, а после 22, похоже, все заправки работают только в автоматическом режиме. Что ж, пора осваивать эту технику. На первом Shell’e ничего у меня не получается, не лезет карточка в автомат. Ладно, думаю, наверное, не работает колонка. К тому же и бумажка какая-то по-норвежски висит. На следующей заправке та же история, я даже приуныл. Стою, изучаю картинки и тут соображаю, что я карточку-то не той стороной засовываю! Перевернул, и все сразу получилось.

Уже почти в темноте проехали красивый мост через фьорд и около одиннадцати вечера прибыли в “Bergen Camp”. Кемпинг огромный, на поле впритык один к одному стоят десятки кемперов. Странный они народ, эти кемперы... Таскают с собой дом, из него почти не выходят. Что это за путешествие?…

Девушка на reception не хочет брать деньги:

–    Да завтра заплатите...

–    Мы, – говорю, – рано уедем, часов в 6 утра.

–    А! Ну тогда давайте сейчас.

И почему мы такие честные?..

Лужайку для палаток еле находим среди несметных полчищ этих кемперов. Место не фонтан, машину приходится оставлять в стороне. Ну да нам это все сейчас не важно. Быстро распиваем ритуальную стопочку прямо на капоте. Потом внезапно вспоминаем, что сегодня у Крузенштернов родилась дочка и Федя по этому поводу присылал Катерине sms-ку с приглашением “обмывать ножки”. Приходится налить еще по стопочке. Потом за пять минут ставим палатки и спать. Будильник на 5.30.

 

6-й день, 7-е августа 2007 г.

 

В 5.30 прозвенел будильник, в 6.00 мы уже ехали по шоссе, а в 6.15 увидели нашу красавицу Norrona. Так что образовался даже небольшой излишек времени на блиц-осмотр Бергена. От пирса до центра 5 минут езды, машин в Бергене в это время немного, а парковки в центре бесплатны. Погуляли минут пятнадцать, не удаляясь сильно от набережной. Симпатично и пустынно...

На обратном пути умудрились слегка заблудиться. Запарковались мы на односторонней улочке, а попытка найти параллельную, но в обратную сторону, увела нас от моря куда-то вглубь городка. По этому поводу даже попытались переругаться, поскольку на каждом углу все советовали мне ехать в разные стороны, но получилось плохо – слишком сонные. В общем, на пирс приехали как и требовалось – ровно в 7.

На check-in вместо распечатки e-mail'а о бронировании получили четыре полноценных билета в нашу “family cabin” и красивую желтую бумажку для машины с непроизносимым названием пункта назначения. В очереди преобладают разномастные джипы, некоторые весьма внушительные, с лебедками, шнорхелями и канистрами бензина на крыше. Таких, здоровенных, ставят в отдельную очередь. Мы же оказываемся первыми в ряду “для маленьких”.

Не успела Ленка отправиться на поиски туалета, как началась погрузка нашего ряда. Нам машут, мол, заезжай, не задерживай, я бегу искать Ленку. Ленка тем временем возвращается и Катерина бежит искать уже меня. Все как положено, хорошо хоть суровый фаререц, ведающий погрузкой, наблюдает за всей этой суетой с улыбкой. Мои опасения, что с боксом на крыше мы превысим лимит высоты, к счастью, не оправдались, остался запас еще сантиметров 30. Уже на палубе, прежде чем плотно запарковать машины одна к одной, пассажиров с вещами просят выйти – потом правые двери будет просто не открыть. Видно, что на пароме экономят каждый квадратный сантиметр. Тут мы опять застопорили погрузку, вволю покопавшись в багажнике. Персонал терпеливо ждал. Весь народ тем временем давно рассосался, помахивая маленькими сумочками, а мы поволоклись, обвешанные шмотками, как беженцы.

Наша “family cabin” N5109 на пятой палубе оказалась еще не убранной, пришлось минут 20 ждать в коридоре. Зато каюта нас весьма порадовала – с окном, довольно просторная. Вообще видно, что паром новый, все чистое, свежее. Пока ждали каюту, изучили устройство корабля – всего восемь палуб. Внизу, под автомобильной, кушеточная палуба, это каюты по 8 коек. 3-я и 4-я палубы автомобильные, на 5-й, 6-й, 7-й и 8-й – каюты, рестораны, магазины, бары и прочие развлечения. С 7-й и 8-й есть выходы наружу, на открытые палубы.

Еще до отплытия мы все успели сходить в душ, а само отплытие отправились встречать наверх, на корму. С собой взяли бутылку водки, луковицу и кусок сыра. На корме оказалось слишком людно, зато по правому борту обнаружилась свободная скамеечка, где мы и расположились отмечать начало главного этапа нашего путешествия. Ровно в 9 Norrona отвалила от берега, а мы, соответственно, разлили по стопочке под скорее заинтересованные, нежели осуждающие взгляды пассажиров. С утра выпил – день, как известно, свободен. А нам таких дней предстоит целых два... Еще одной стопочкой отметили проход под мостом, по которому мы вчера ехали.

Полноценный отдых решили начать со сна, поскольку ночью выспаться, мягко говоря, не удалось. Но в каюте оказалось здорово душно и через часа два мы с Катериной вылезли наверх “подышать воздухом”. Паром же тем временем вышел в открытый океан. Слегка покачивает, но совсем слегка... Дышать воздухом оказалось очень приятно в “Sky bar”'е, что на верхней, открытой, палубе, но защищен от ветра. Взяли по бутылочке вина, потом еще по бутылочке. За разговорами пролетело часа два, постепенно подтянулись проснувшиеся Ленка и Серега. Так день и пролетел – в баре, в сауне на второй палубе, где-то еще... Вечером гордо отправились в главный ресторан, но были с позором изгнаны оттуда – оказывается, столики надо бронировать заранее. Нет так нет, пошли в Buffet, где тоже неплохо посидели. Удивились жадности Smyril Line – буфет здесь стоит столько же, сколько и на финских Silja с Viking'ом, но, в отличие от них, вся выпивка, включая даже чай и простую воду, приносится официантом за отдельную плату.

Остаток вечера провели в баре за коктейлем “Tekila Sunrise” да коньячком, гуляли по палубе, “потом в саду, где детские грибочки...” Все ждали, когда же начнется шторм и кого-нибудь укачает, да так и не дождались.

 

7-й день, 8-е августа 2007 г.

 

Проснулся зачем-то без десяти семь. Попил кофе, благо кофейня работает с 7 утра (по фарерскому времени – корабль живет по нему, оно на час раньше норвежского и на час позже исландского). Погулял по палубе – красота, штиль, никого... Да и пошел спать обратно.

Окончательно встали уже в одиннадцатом часу. Позавтракали и на палубу – вовсю светит солнце! Где нет ветра, так и вовсе жара, вот тебе и Северная Атлантика. Даже отправили sms-ку капитану Суркису, мол, где же шторма?! Гера ответил незамедлительно: “Будут позже!”.

Посетили Duty Free – ассортимент напитков довольно велик. Мы выбирали их долго и вдумчиво, наверное, час потратили – текила, коньяк, вина... Потом отобедали бутылкой вина с сыром на открытой палубе, любуясь приближающимися Фарерами. В три часа дня причалили в Торсхавне. Картинка просто сказочная: разноцветный городок на зеленых склонах, игрушечные домики, травяные крыши. Ярко синее море, такое же небо. Наметили себе цель прогулки – у нас почти три часа – приметную кирху на холме.

На выходе с парома государственная граница представлена скучающим полицейским с собачкой, даже не глядящим на проходящий народ. Вместе со всеми ступаем на землю Торсхавна. Узкими крутыми улочками поднимаемся к кирхе, до которой оказалось десять минут ходу. Закупаемся местным пивом в магазинчике и располагаемся на травке с видом на синий-синий океан и нашу Норрону внизу.

После Фарер народу на пароме явно прибавилось – одних кемперов заехало штук 30. Видимо, основной поток европейских туристов идет все же из Дании, с трехдневной тусовкой на Фарерах. Во всех холлах образовались “цыганские таборы”, все шезлонги на 8-й палубе занял бомжеватого вида народ в спальниках.

Мы неудачно сходили в сауну за полчаса до закрытия, только и успели раздеться-одеться. Зато на этот раз в ресторане неожиданно оказался свободный столик. Ресторан дорогой, вычурный и неинтересный – лучше, по-моему, ходить в буфет. Остаток вечера опять неплохо провели в баре, под приятную живую музыку и коньячок.

Похоже, не видать нам шторма в Северной Атлантике...

 

Гостевая книга

 

Hosted by uCoz