Часть I. Дорога до Алтая.

К оглавлению

День 1-й. 23 июля 2019 г. 0км

Первоначально мы собирались стартовать в среду, 24-го, с утра пораньше. Но выяснилось, что из дел на вторник у меня только встреча в 11 утра и нет никакого смысла терять полдня, а потом до пяти утра маяться в кровати, пытаясь немного поспать. Так что утром я метнулся в город на полностью снаряженной машине и в полвторого уже был дома. Машка к этому времени успела отвезти собаку на передержку и докупить последние продукты. Наташка вся в предвкушении, сразу же забралась в машину и весь час последних сборов непрерывно донимала нас вопросом: "Ну когда уже поедем?!"

В 14:35 покидаем родной поселок. Чтобы немного разнообразить путь до Урала по сравнению с прошлым годом, решаю выезжать по Московскому шоссе, чтобы захватить кусок автобана от Новгорода до Вышнего Волочка, а от него уже уходить строго на восток, на Ярославль, Кострому и дальше на Пермь. По времени должно получиться плюс минус то же самое, что и через Вологду. Ночевку планирую где-нибудь вскоре за Волочком, на ближайшем подходящем озере.

КАД проезжаем более-менее быстро, а вот на выезде, в районе Ям-Ижоры, ловим пробку минут на сорок. Обидно, времени до темноты и так в обрез. Дальше до Новгорода нудное старое шоссе через бесконечные деревни - когда уже дотянут до Питера автобан! В одном из населенных пунктов практически точь в точь повторяется прошлогодняя ситуация. Впереди идущая машина резко тормозит перед пешеходным переходом, я, чуть прозевав момент, резко торможу следом. Дорогу резво перебегает тетка. Тут сзади раздается леденящий душу визг и скрежет - нависающая над нашим багажником фура, не успевая оттормозиться, круто выруливает в левый ряд и останавливается уже на переходе; еще чуть-чуть и снесла бы нас всех вместе с теткой... Да, начало путешествия могло сильно не задаться.

Заправляемся бензином и кофе на последней "Neste" и, наконец, выезжаем на пустой автобан М11. Можно расслабиться. Тут же звонит телефон. Мужик из Сбербанка начинает рассказывать, что из моего "Сбербанк-Онлайн" только что проведен сомнительный перевод, просит подтвердить. Я ничего не переводил, нервничаю, прошу заблокировать карту. Мужик что-то долго бубнит, диктует какие-то коды, но ничего не разобрать - связь пропадает, на новом шоссе сот нет. И пропадает надолго, где-то на час. У нас на Сбербанке довольно много денег, к тому же туда должны упасть отпускные и прочие зарплаты, без всего этого нам будет довольно грустно. Весь час расстраиваюсь и придумываю резервные схемы финансирования нашего путешествия. Наконец, где-то появляется 4G и удается зайти в Сбербанк-Онлайн. Там тишь да гладь, все на месте, никаких переводов и блокировок. Постепенно приходит осознание, что это была обыкновенная попытка телефонного мошенничества, и бог миловал нас, что вовремя пропала связь. Больше никаких подобных звонков мне не поступало...

Едем аккуратно, не более 120 км/ч, чутко прислушиваясь к вариатору. Ведь еще даже не прошла та тысяча км, после которой обязательно надо на диагностику. Но вроде пока все хорошо.

Перед Вышним Волочком сворачиваем на старое шоссе М10. Знаменитой пробки в городе теперь нет, только редкие фуры, пожмотившиеся заплатить за автобан. Проезжаем еще километров сорок по среднепаршивой дорожке на Удомлю, а потом на Максатиху, и уже в сумерках, часов в 9, оказываемся у намеченного озера Перхово. Озеро довольно заросшее, но со второй попытки находим вполне годную полянку (N57°42'38,93" E35°06'00,24") недалеко от дружелюбных рыбаков. Успеваем даже поставиться до темноты. Наташка сильно выросла за год - реально помогает ставить палатку, мыть овощи и т.п.

Мы как-то сразу, без перехода, вписываемся в ритм походной жизни. Ужин при фонаре. Привет, комары. Долго не рассидишься...

Мой МТС тут не ловит, звоним папе с Машкиного Мегафона и укладываемся спать. В четыре часа ночи подскакиваем от пиликанья моего, внезапно нашедшего сеть, телефона. Приходит sms-ка от папы: "Позвоните!" и куча сообщений о непринятых вызовах от него же. Посреди ночи. Начинаем дозваниваться, естественно, с самыми радостными мыслями. Папа, тоже весь изволновавшийся, клянется, что у него 5 минут назад был от меня непринятый вызов. Пытаюсь доказать, что этого не может быть, так как пять минут назад мы крепко спали... Не верит. В общем, пытаемся заснуть снова, выключив на фиг телефоны.

День 2-й. 24 июля 2019 г. 496км.

Несмотря на ночные звонки, проснулись довольно рано, часов в 7. Погода хорошая, купаемся. Собираемся и двигаем дальше.

Как это всегда бывает, буквально через километр начинают попадаться великолепные ночевки. Одну такую, по над речкой, мы даже разведали и запомнили для возможных будущих применений (N57°42'26,24" E35°07'38,60").

Машка:

Вечером купаться не хотелось, заход в воду казался илистым и непривлекательным. Жужжали комарики, да и не соскучилась я еще по воде. Но с утра, убедившись, что Митя не только искупался, но даже не поднял ил со дна, залезаю в озеро. Как же хорошо! Озеро еще парит. Думаю о вечном. О том, как здорово, встать в 7 утра, выйти из дома и нырнуть в прохладную воду. Как здорово быть молодым, сильным, живым. Плавать туда-сюда, смотреть в небо.

Первая постановка лагеря

Наташка помогает вовсю

Паром в Мышкине

Волга-Волга...

Дальше едем максимально прямым путем на Ярославль. Через Бежецк и Мышкин. Паром в Мышкине, конечно, можно и объехать по мосту в Угличе, но я специально выбрал этот вариант, чтобы немного разбавить монотонную езду. Дорога более-менее, хотя после Воскресенского и попадаем на грунтовый участок. Но ближе к Мышкину все налаживается - чувствуется близость туристических троп Золотого Кольца.

Успеваем к парому в 13-00. Становится пасмурно, на палубе лужи, в которые обутая в сандалии Наташка все время норовит влезть. И получает за это от мамы втыки.

После парома начинаем активно искать, где перекусить и находим симпатичную кафешку "Адмирал". Вовремя - тучи на небе все чернее и сразу после обеда попадаем в ливень. К Ярославлю, впрочем, он закончился. В сам город мы не заезжаем - времени нет, уходим на Кострому по весьма загруженному шоссе. К тому же начинается нудный ремонт дороги, да и в самой Костроме улицы изрядно разбиты. Тут уже волей-неволей приходится ехать через центр, мост через Волгу один.

От Костромы наш путь лежит на Мантурово, где мы должны воссоединиться с прошлогодним маршрутом. Там же мы в прошлом году присмотрели неплохие ночевки на речке Межа, по крайней мере, неплохими они выглядели с моста. Километров за сто, на очередной заправке, меняемся с Машкой - я отправляюсь назад укладывать дочь спать; Машка же бодро дорулила до самой речки, даже где-то, как позже выяснилось, собрала штраф с камеры.

Конечно, при ближайшем рассмотрении, та ночевка на берегу, что видна с моста, оказалась изрядно загаженной. Мы еще минут двадцать покатались по лесу и в итоге встали чуть подальше от реки, но зато на отличной чистой полянке (N58°22'11,91", E44°58'25,86"). Лес вокруг прекрасен, тут же набрали лисичек и даже пару белых, но к реке не подойти - она за сплошными зарослями. Воду в ведра я кое-как набрал у моста, проваливаясь по колено в ил. И только вечером, уже в темноте, я все ж обнаружил хорошо замаскированную в траве рыбацкую тропинку, ведущую в маленькую бухточку, где даже вполне можно искупаться.

Машка:

Наконец съезжаем с шоссе направо, туда, где в прошлом году был виден с дороги большой лагерь, сейчас там, воде бы, никого нет. Действительно, пусто, стоянка большая, высокая, на берегу реки, но загажено! Я не могу, у меня портится настроение каждый раз, когда я вижу горы мусора в прекрасных местах. Уезжаем в другую сторону, налево от шоссе. Реки не видно, берез глубоко зарос, зато светлый сосновый лесок. И чисто. Натаха, первым делом выйдя из машины, требует пойти по грибы. Сдаемся, и до самых сумерек бродим вокруг. Находим немного маслят и два белых. На ужин организуем картошку с тушенкой.

День 3-й. 25 июля 2019 г. 1175км.

Хорошо, что я вчера нашел подход к реке, хоть в поисках и провалился пару раз в болото! Сегодня утром купание очень кстати. А по дороге к нашей укромной бухточке не удается удержаться от сбора грибов.

Выезжаем в 9 утра. Сегодня полностью повторяем прошлогодний маршрут до прошлогодней же стоянки на берегу Камы у села Афанасьево. В этот раз почти не останавливаемся, не обедаем, не купаемся по дороге. Так что на Каму приезжаем довольно рано - в 4 часа по Москве, но в Перми-то это уже 6.

Наташка - грибник!

Стояночка около Мантурово

На Каме

Кама вечерняя

Стоянка наша нас ждет, даже мусора стало поменьше (N58°50'37,22", E53°13'59,91"). Только очень сыро, явно недавно шли дожди. К берегу с трудом прорываемся по колее в жидкой глине - надо же наконец испытать новые шины АТ. Шины не подвели, но плохо, что и на стоянке такая же противная глина норовит налипнуть на обувь толстым слоем. Но сейчас погода отличная - купаемся в мутной Каме, варим грибы на костре, благо кто-то свалил на стоянке кучу горбыля.

Машка:

Вокруг кипит жизнь. Местное население скирдует сено, ползут и жужжат трактора, слышится лай собак и шум с основной трассы. Гудят моторные лодки. Не успеваем мы расположиться, пришли рыбаки, дед с двумя внуками. Старший, лет 8, деловито и сноровисто закидывает спиннинг и степенно ждет «пока клюнет», зато младший, лет 4, снует за дедом туда-сюда, то и дело скрываясь в траве по пояс. Я с ужасом на это взираю: «клещи!!!!». Наташке в высокую траву заходить категорически запрещено. Не клюет, мы с дедом переговариваемся, что слишком мутная вода, блесны не видно. Вчера тут был вселенский потоп, взбаламутило все. Это, кстати, заметно и по дороге, и по стоянке – очень сыро и грязно. Минут через 20 они отчаливают дальше по берегу.

День 4-й. 26 июля 2019 г. 1739км.

Ни свет ни заря нас разбудили вороны. Ввиду хорошей погоды, тент на палатку мы вчера не поставили и в 4 утра в ней уже светло, как днем. И вороны раскаркались не на шутку. Делать нечего, встаем. Поэтому, несмотря на перевод времени сразу на два часа, у нас рекордно ранний выезд - в 8 утра, уже по Пермскому времени (6 по Москве). Наташка, правда, не очень прониклась этим героизмом, завтракать отказалась и досыпает в машине.

К полудню добрались до Перми. Тут мы, наконец, отклоняемся от прошлогоднего маршрута на север, на Чусовой и Нижний Тагил. Соответственно, и Пермь объезжаем тоже с севера, через плотину ГЭС. Этот маршрут завел нас в небольшие пробки, но, зато, оказался весьма зрелищным: водохранилище пестрит яхточками и корабликами; на пляжах по случаю жары великое множество народу. Кроме самой плотины, весьма красивый вид дарит мост через Чусовую в месте ее впадения в Каму.

От Перми у нас имеется трек пермяков, ездивших отсюда аккурат в Монголию, ближайшее время мы будем ему следовать. Потихоньку начинается Урал в виде живописных зеленых холмов. Еще через час подъезжаем к красивому разливу реки Чусовой. Я помню это место еще по 2006-му году, а сегодня сам бог велел устроить тут привал с обедом. Находим съездик к воде, довольно крутой, но зато рядом никого нет - пляжик в нашем полном распоряжении, да еще и вокруг кусты малины.

Вода теплющая, даже Наташка не вылезает из воды. Готовим перекус, купаемся раз по пять. И только осознание грандиозности предстоящего пути заставляет одеться и двигаться дальше...

Дорога через Чусовой куда спокойнее основной трассы на Екатеринбург. Тормозят движение только редкие ремонты с реверсом, они сегодня преследуют нас целый день. Да и сам Чусовой не имеет объездной, зато улочки имеет узкие, кривые и разбитые. Вскоре фотографируемся у стелы Европа-Азия с толпой мотоциклистов. Это и есть перевал через Уральский хребет, который мы толком и не заметили.

Сразу после Тагила трек велит нам свернуть с основного шоссе на Алапаевск. Начинается маленькая абсолютно пустая дорожка. При этом вполне приличного качества. Насколько же приятней ехать по таким дорогам, чем по забитым федеральным трассам! И как хорошо, что мало кто до этого додумывается. В какой-то деревне останавливаемся купить молодой картошки по сто(!) рублей килограмм:

- А что вы хотите, такая сушь стоит! Весь картофель как горох, урожая нет...

Где-то за час до предполагаемой ночевки (у меня по гуглоснимкам присмотрена очередная точка на речке Нейве), традиционно отправляюсь отдыхать на заднее сиденье. И вскоре отмечаю съездик в лес, а следом за ним очень красивое озерцо. Сложив в уме два этих факта, без промедления командую: "Стоп. Задний ход!" И, свернув в лес, мы находим отличную ночевку с явными следами благоустройства (N57°44'19,54", E61°25'07,60"): тут и озеро с остатками подвесного моста, и родник с часовенкой, и стол с навесом. А на карте еще нарисован водопад на противоположном берегу, и даже кажется, что мы слышим его шум. В общем, место красивое, безлюдное и довольно чистое. Без сомнения, остаемся здесь. Немного смущают только таблички "купание и лов рыбы в водоеме не рекомендуется", но, немного поразмыслив, мы этой рекомендацией в части купания пренебрегли.

Где-то между Кировым и Пермью

Речка Чусовая

Граница Европа-Азия

Ночевка около Асбестовского

Наше волшебное озерцо

После ужина мы еще успели до темноты обойти озерцо и дойти до водопада. Он, конечно, невелик и, похоже, имеет рукотворное происхождение. Что тут было - мельница? И странные остатки подвесного моста с одного берега на другой...

Наташка практически весь путь до водопада проделала сама, мужественно прорываясь сквозь заросли черники выше ее пояса... Только обратно, уже почти в темноте, пришлось транспортировать ее на шее.

Машка:

Это удача! Мы, по ощущениям, в старом заповеднике Мельничий ключ, видны остатки подвесного моста, который вел к водопаду на противоположном берегу. На этом же, часовня, беседка, крест, родник. Тишина и идиллия. Абсолютно никого нет, очень чисто, стоят урны!! Да-да, и мусор из них вывезен! Чудо! Лес какой-то черно-белый, этот эффект создают вперемешку стоящие сосны и березы, упираясь высоко в небо. Без сомнения, остаемся тут. Времени полно, и мы, поставив лагерь, гуляем до водопада вокруг озера по тропе. И даже Наташка доходит туда абсолютно самостоятельно, не считая переправы через ручей. По пути радует черника и бусинки земляники. Остатки моста на этом берегу просто грандиозные. Большие опоры, фундамент. Куда все это делось и почему? Возвращаемся в глубоких сумерках. Наташка едет на Мите.

День 5-й. 27 июля 2019 г. 2440км.

Утро волшебное - солнце, теплынь, озеро... Везет нам пока с ночевками!

Только выехали, сразу попали в симпатичный Алапаевск, а вскоре за ним село Нижняя Синячиха, в которой нас привлекла красивая церковь над рекой. Остановились погулять, и не зря: оказалось, что церковь и прилегающая территория - это большой музей. Из экспозиции церкви и рассказа тетушки мы узнали, что Алапаевск - место гибели Великих князей и княгинь, они находились тут в ссылке и были убиты на следующий день после расстрела царской семьи в Екатеринбурге.

Утром озеро еще краше!

Церковь-музей в Нижней Синячихе

На втором этаже церкви

Всякие расписные наличники

Вокруг церкви большой и очень живописный музей деревянного зодчества, собранный с большой любовью из разных деревень Пермского края. Мы незапланированно прогуляли тут почти два часа, но совершенно о том не пожалели.

Машка:

Дорога часто дарит подарки. Один из них сегодня. Деревня Нижняя Синячиха. Подарок, это то, чего ты не ждешь и не планировал. Эту Синячиху мы не планировали и знать про нее ничего не знали. Однако здесь стоит Спасо-Преображенский собор и музей деревянного зодчества под открытым небом. Жалко, что проехали мимо Алапаевск, там еще музей П.И. Чайковского, который в середине XIX века 15 месяцев прожил в городе. А музей сделали в доме управляющего завода. Наверное, тоже здорово бы было. А может и хорошо, что проехали, потому что иначе времени бы на все не хватило. А Нижняя Синячиха меня тронула. Сделано настолько с душой, неторопливо и вписано в ландшафт!

Но самое удивительное в этом музее то, как он создавался. В это трудно поверить, но музей создан благодаря энтузиазму одного-единственного человека.

На сегодня у нас не слишком большие планы - я хочу в Тюмени отклониться от трека и прямого пути на Алтай и свернуть на север, в Тобольск. А из него попробовать пробиться в сторону Омска по малоизвестной дороге вдоль левого берега Иртыша. Информации про эту дорогу удалось найти крайне мало, известно лишь, что это далеко не автобан и на границе Тюменской и Омской областей в дождь и межсезонье возможны проблемы: "трактора тонут..."

Красоты Нижней Синячихи

Сторожевая башня

Банька в два венца

Пока же мчимся к Тюмени по очень хорошей и абсолютно пустой дороге Алапаевск-Ирбит-Тюмень. Ну просто никакого сравнения с федералкой, не езда, а одно удовольствие. Вот только пообедать негде, инфраструктуры тоже никакой. Так что очень быстро доезжаем до Тюмени. У нее большая объездная, сразу же начинается трафик, фуры. Ханты-Мансийская трасса в сплошном ремонте, строят автобан. Так что скорость резко падает. Зато начинаются кафешки, так что, наконец, обедаем. А после этого чуть не обсыхаем на трассе - я все тянул с заправкой и хотел доехать до означенного в навигаторе Лукойла, но вместо него на местности оказалась какая-то заколоченная древность. До следующего Газпрома 40 км, вроде должно хватить, но стрелка последнюю четверть бака проходит как-то очень стремительно. Только загорается лампочка, как показометр падает в ноль, а еще километров через 10 машина начинает дергаться. Приходится доливать на обочине резервные литра три, что припасены для горелки. А вокруг ходят страшные тучи, сверкают молнии...

Глядя на разгул стихии, быстренько находим на авито квартирку в Тобольске. За 1700 р., в каком-то там микрорайоне. И, обгоняя бесконечные фуры, часам к шести пересекаем Иртыш и сворачиваем в Тобольск. Дождь. Немного поколесили по городу, попытались зайти в костел, но там уже шел органный концерт.

Мокрый Тобольск

Вид на Иртыш

Прямской взвоз

Погода мрачная, чуть было уже не уехали ночевать, но все же остановились у кремля и, запаковав Наташку в дождевик, немного погуляли по самым туристическим местам. Симпатично, но то ли мы ждали чего-то большего, то ли дождь все испортил, но особо мы Тобольском не прониклись. Так что с чувством выполненного долга посетили "Магнит", и отправились в свою квартиру в 15-м микрорайоне, решив завтра уже в центр не возвращаться.

Дождь этот очень мне не нравится с точки зрения завтрашнего преодоления бездорожья, так что хочется хотя бы иметь запас времени.

Квартира наша на 7-м этаже в обычной новостройке. Крошечная, но на переночевать сойдет. Главное, есть нормальный душ и стиральная машина. Мы сегодня здорово устали, так что, быстренько помывшись-постиравшись, ложимся спать, разгоняя комаров фумигатором.

День 6-й. 28 июля 2019 г. 3023км.

Спали довольно плохо, давненько мы не ночевали в квартирах со всеми сопутствующими ночными звуками во дворе и духотой. Быстренько завтракаем, бросаем ключи в почтовый ящик и отправляемся.

Дождя нет, но вся дорога в глубоких лужах, поливало сильно. Сомнений добавил парень из встречной машины, остановившийся возле нас из чистого любопытства: "Куда, мол, собрались? Там впереди дожди и дорога очень плохая..." Что ж, поглядим, поглядим. Надо же перед Монголией потренироваться.

До Вагая идет асфальт средней паршивости. В Вагае заправляемся на Газпроме, игнорируем указатель "Омск направо" и едем в Омск прямо, навстречу приключениям. Но они что-то не торопятся начинаться. Еще километров десять идет асфальт, затем его сменяет очень качественный грейдер, позволяющий держать скорость километров 60 в час. Попадается рейсовый автобус и становится понятно что, по крайней мере, до Большого Карагая (последнего села Тюменской области), проблем не ожидается.

Дорога все время вьется вдоль Иртыша, но выехать к нему можно далеко не везде, берега, как правило, сильно заросшие. Поэтому, как только попадается удобная рыбацкая стояночка со столом, немедленно заруливаем и даже устраиваем перекус. Сам Иртыш течет в топких глиняных берегах и потому очень мутный.

На Иртыш гляжу

Рыбацкая стояночка

Татарское село

С деревянной мечетью

Непроходимая дорога на границе областей

Дальше начинаются татарские села Аксурка, Большой Карагай. В каждом обязательная мечеть. Деревянная, выглядит совсем как обычная русская церковь, но с полумесяцем сверху. Села вполне ухоженные, много скота, гусей. Очень своеобразно выглядят кладбища - вокруг каждой могилы срубы в три венца из здоровенных бревен. В Карагае набираем воду из колонки и едем к границе областей, грейдер тут заканчивается, превращаясь в простую полевую дорогу.

Внезапно обращаем внимание, что лужи на обочинах куда-то делись, дорога и поля вокруг абсолютно сухие - никакого дождя тут не было и в помине, наоборот, начинается пыль. Так что дорога вообще не сулит никаких трудностей. Правда, по бокам то и дело попадаются глубокие колеи и следы борьбы, похоже, в сильные дожди тут и правда может быть жесть. Мы же быстро и спокойно, даже не включая полный привод, доезжаем до стелы "Омская область".

Появляются первые села Омской области, дорога расширяется, а ближе к Усть-Ишиму снова превращается в грейдер.

Находим неплохое место для обеда на берегу (N57°38'08,32", E71°29'06,04"), я даже выпиваю баночку пива, глядя в мутные воды Иртыша. Дальше часа на два за руль садится Машка. До Тевриза продолжается грейдер, потом начинают попадаться куски разбитого асфальта, но лучше б их не было.

Городок Тару мы проехали было по объездной, но, увидев большое количество коричневых указателей, все-таки свернули внутрь. Центр оказался очень милым, с несколькими сохранившимися деревянными особняками и упоминанием о проходившем здесь Московско-Сибирском Тракте.

На таких дорожках Натаха может вылезти из кресла

Московско-Сибирский Тракт

Городок Тара

С расстояниями что-то не сходится

Очень симпатично

После Знаменского задумываемся о ночевке, т.к. завтра планируем пересечь Иртыш на пароме в Большеречье. Но плотность деревень тут уже сильно возросла, и найти место на берегу не так-то просто. Сворачиваем с шоссе в деревню Шуево, где, судя по карте, есть какие-то съездики к берегу. Обычно, такие вылазки наобум малоперспективны, вот и тут съезд мы находим, он ведет нас из деревни круто вниз на заливные луга и дальше почти теряется в траве выше крыши машины. Мы почти уже развернулись, тем более, что спуск по глине может обернуться большими проблемами на обратном пути, если пойдет дождь. Но все ж из упрямства пробились сквозь траву до сильно заросшей полянке у впадения в Иртыш речки Нюхаловка. Тут обнаружился туча слепней и полусгнивший остов лодки на грязном берегу.

Да, стоило тратить полчаса на катание по болоту... Но все ж упрямство вознаграждается! За этими зарослями колея продолжается дальше, проходит через грязь, которую мы зачем-то форсировали сходу, взлетает на пригорок и... вот она - отличная ночевка на Иртыше (N58°13'33,61", E68°18'18,48"). Там, где, казалось, ловить уже было совершенно нечего.

Церковь в Таре

Прекрасная стоянка на Иртыше

Рыбачки

Облако слепней прилетевших за нами продолжает некоторое время виться вокруг машины, но на нас они не нападают, дают спокойно поставить лагерь. Машка, не удержавшись, отправляется вдоль берега на рыбалку. Наташка тут же подрывается ей помогать - крутить катушку спиннинга. Но даже вдвоем они не сильно преуспели в этом деле, хотя вроде и была поклевка. Главное - удовольствие, а не результат.

Вместо непойманной рыбы жарим на углях стейк, который возим в холодильнике еще из дома, вышло не хуже. Темнеет. В ночи мимо нас, совсем близко, шлепает баржа. Появились все-таки комары, причем сразу так резко, что допивать чай приходится в палатке.

День 7-й. 29 июля 2019 г. 3563км.

Машка:

Вечером и ночью прямо перед нашим носом проходят три баржи или три сухогруза, во всяком случае, рубки у них светились. Иртыш тут очень узкий, и, видимо, глубокий, и мы из палатки близко-близко смотрим на проходящие в ночи огни. Круто!

Все здорово, но ночью мне кажется, что у Наташки температура, я прошу Митю принести из машины аптечку. 37.2. Пока не волнуюсь, все еще считаю, что это акклиматизация и со сна. Спокойно спим дальше.

Вообще, вопрос о том, нужны ли детям подобные путешествия, остается открытым. Наверное, самим детям, и с точки зрения здравого смысла, лучше всего сидеть в деревне с бабушкой на речке. Во всяком случае, до определенного возраста. А если такой возможности нет? Ну нет у вас бабушки в деревне? Или есть, но она не может сидеть с вашим ребенком? Вам сидеть там же? То есть, родители априори должны посвятить себя ребенку и только ему? Можно, конечно сидеть не в деревне, можно поехать на море, вместо Монголии. Думаю, так и делают 90% тех, у кого есть возможность вообще куда-то поехать. Ситуацию можно довести до абсурда. Потому что на самом деле любая перемена, даже на море, даже в отель "*****", требует от ребенка адаптации к новой обстановке и акклиматизации. Но почему-то именно автопутешествие далеко (а некоторые едут на велосипеде с ребенком, но о них помолчим) с палаткой дикарями вызывает у многих ужас. Ключевое слово «далеко». Как будто близко или у бабушки в деревне ничего случиться не может. Просто «далеко», это равно «неизвестно», куда бежать, кого спасать и что делать. И именно это пугает. И меня пугает! Не меньше. Но вместо того, чтобы пугаться окончательно, я начинаю думать о цыганах и кочевниках, о том, что их дети вот как-то акклиматизируются и адаптируются. Знаете, почему? Потому что у них нет другого знания. Они так живут. И жили. И будут жить. И дети воспринимают это нормально, как наши городские дети воспринимают нормально, что без мамы нельзя гулять во дворе. Можно только с мамой. Для городских детей уже нет понятия «вольного детского двора», только организованные детские прогулки. Я надеюсь, что для Наташки будет не так, для нее будет нормально и обычно, вставать с рассветом, выходить практически в озеро, в туман над водой. Вот. И вообще, если честно, я считаю, что туризм с ребенком по жарким городам и музеям куда хуже, чем наш природный вояж. Я отвлеклась, а все потому, что у Таты была ночью температура 37.2...

Просыпаемся в 6 утра от шума дождя. Первая мысль - сейчас глина на подъеме раскиснет и мы отсюда не выберемся. Так что собираемся в темпе, без завтрака. Наташку перекладываем в машину, ночью она жаловалась на животик и Машка намеряла у нее небольшую температуру.

Пока собираемся, дождь успевает кончиться, так что мы даже купаемся напоследок в Иртыше. Дорога раскиснуть не успела, и мы без проблем поднимаемся назад в деревню. До Большеречья остается час езды, мы без проблем успеваем на 9-ти часовой паром, попутно купив на заправке пару бутербродов. Теперь завтракаем на скамеечке на пароме, ожидая отправления. Наташка проснулась, чувствует себя вроде неплохо, трескает печеньки.

За 285 р. паром переправил нас и еще пару машин на правый берег Иртыша, где нас встретила весьма разбитая дорожка со следами асфальта. Но вскоре навигатор, прокладывающий кратчайший путь к Обскому морю, велел свернуть на и вовсе второстепенный пыльный проселок среди живописных лугов. Уже без всяких следов асфальта. Но не надолго - еще километров 20 и снова пошла отличная дорога. Так, чередуя разные варианты дорожного покрытия, мы километров через 150 пересекли Транссиб и вырулили на федеральную трассу "Иртыш" Омск-Новосибирск.

Фуры, бесконечные фуры. А также полицейские засады, камеры, ремонты с реверсами. Как же мы по всему этому соскучились! Ехать нам по федералке километров триста, свернем в Чулыме и дальше, объезжая Новосиб, будем пробиваться напрямую к Оби. Вообще, девизом путешествия становится "Если можно ехать не по федералке, нужно ехать не по федералке!".

Слияние Нюхаловки и Иртыша

На пароме в Большеречье

Обское море

Снова распогодилось, жарко. Гоняем кондиционер, хорошо, что я перед самым отъездом, уже после эпопеи с вариатором, все же успел заменить сгоревшую муфту. На какой-то не совсем подходящий аналог (оригинальных у Рено не бывает, только компрессор целиком), но пока исправно крутится. Стоя в пробках на реверсах, вспоминаю, как мы тут 13 лет назад ехали с Ленкой из Омска на озеро Чаны. Само шоссе с тех пор сильно расширили, но все равно оно почти везде по одной полосе в каждую сторону, что для единственной дороги через всю страну катастрофически мало!

Обедаем в какой-то придорожной кафешке и в Чулыме сворачиваем, наконец, с трассы. Все-таки я неплохо спланировал маршрут, раз из всего пятитысячекилометрового пути до Алтая, по шоссе Москва-Владивосток нам пришлось проехать всего триста километров. В основном-то народ тащится через Москву и потом ноет в отчетах о бесконечных пробках от нее до Урала включительно...

От Чулыма пошло захолустье, очень пыльная грунтовка меж степей и полей. Хочется уже поскорее добраться до Оби, сегодня что-то получилось многовато езды. Нам нужен магазин, приходится специально искать сельпо в поселке Шайдуровский. Тут же я сдаю рулевую вахту и обращаюсь в холодильник за заслуженной бутылочкой пива.

Машке везет - в ее вахту дорога сразу же налаживается, и мы быстро попадаем на шоссе Новосибирск - Камень-на-Оби, идущее вдоль берега Обского Моря. Осталось найти хорошее место. Первые пару съездиков ведут к пансионатам и я, изучив карту, предлагаю применить вчерашнюю тактику: сворачиваем в деревню Спирино и проезжаем ее насквозь. И сразу удача - за деревней начинается параллельная основному шоссе дорожка, идущая по самому берегу. Слева Обь, справа симпатичный сосновый лес. Каждые 50 метров начинают попадаться стояночки, многие заняты, но есть и свободные - слава богу, сегодня понедельник. Пресекая Машкины попытки "встать прямо тут, куда уж лучше!", отъезжаем подальше от села. Поначалу кажется, что хороший берег "с песочком для Наташки" кончился, и надо возвращаться. Но я упрямый, проезжаем еще метров триста и попадаем в совсем волшебный лес по над Обью, с уютными уединенными и, главное, совершенно пустыми стоянками. Внизу, между камышами, песчаные бухточки, в каждую свой отдельный спуск. И никого в зоне видимости!

Пометавшись между одной отличной полянкой и другой еще лучше, встаем, наконец. Внизу пляж, песочек и теплющая вода. Наверху место для лагеря с видом на все водохранилище и легким ветерком, сдувающим комаров. Машка с Наташкой успевают до темноты построить замок, достаем бутылку вина. Однозначно, сегодня лучший вечер, хотя и вчерашний на Иртыше был неплох. Вчера Иртыш, сегодня Обь...

Приходит понимание, что завтра - дневка. До Алтая мы, считай, доехали. Начинается, собственно, путешествие.

День 8-й. 30 июля 2019 г. Дневка.

После недели пути дневка очень хороша. Погода теплая, но на небе дымка, солнце не жарит. Купаемся, копаемся в песке, арбуз, пиво...

Утром на соседнюю полянку приехала машина, но их практически не видно за лесом, нам не мешают. Небольшая пешая разведка показала, что встали мы вчера очень метко, в самом безлюдном месте. Дальше опять начинаются лагеря, причем основательные - похоже, народ стоит тут неделями. Также разведка обнаружила заросли дикой малины, которую Машка мужественно собирала, отбиваясь от комаров.

Вообще, при такой автомобильной доступности, порадовала относительная чистота берега - на таком расстоянии от Новосиба я боялся встретить куда более печальную картину. Тем более, что на Новосибирских форумах начитался весьма категоричных заявлений типа "за последние 20 лет берега Обского моря превратились в сплошную помойку и делать там нечего". Помоек они не видели...

Машка:

Пошли гулять в одну сторону. Собрали малину. Днем делали оливье. Отдыхаем от дороги очень по пляжному. Купались и валялись. Ну постирали, конечно. Арбуз тоже присутствует, вкусный и сладкий. Замечательная дневка получилась. На улице плюс 30, но ветерок и пасмурно. Для нас самое то, очень комфортно. Вечером гуляем в другую сторону, на более видовые стоянки. Но не жалеем, что мы не там. У нас, зато, можно купаться голышом! А тут все у всех на глазах. По всему берегу рыбаки ловят рыбу, а я свой спиннинг не расчехляю. Лень. И неглубоко тут, никого не поймаю. Эх, такая активная дневка получилась, что посидеть с книжкой или фильмом не хватило времени.

GPS трек первой части

Следующая часть ⇒

Если наш сайт оказался Вам полезен, Вы можете помочь нам собраться в следующее путешествие... А с нас новый отчет!