Все наши путешествия

 

1-й день. 23-е июля 2009 г.

 

Все наши заграничные путешествия, что в Финляндию на выходные, что в Исландию, что в Альпы, начинаются одинаково. Не исключение и Африка. Шоссе “Скандинавия”, таможня в Торфяновке, паром Турку-Стокгольм...

На этот раз паром я забронировал дневной, Viking Line, с выходом из Турку в 9 утра. Отчасти для разнообразия, отчасти из экономии – уж больно задирают цены в сезон на гораздо более популярный ночной.

Собрались мы что-то очень быстро, и, ни свет ни заря, уже в 8 вечера, были готовы выезжать. А раз готовы, то надо выезжать. А раз надо – так надо... Путь до Африки все же неблизкий. Экстрим начинается уже в 100 метрах от дома. Объезжая вечерние пробки, пробираемся такими козьими тропами, что и в Африке поискать. Зато быстро выбираемся на Выборгское шоссе – теперь уж впереди асфальт, по крайней мере, тысяч на пять километров. Сегодня четверг, и выезд из города относительно свободен. Относительно аналогичного времени в пятницу. Шоссе тоже забито в меру – спасибо кризису, автовозов стало значительно меньше. В глаза, мешая обгонять фуры, светит низкое солнце. На Запад едем...

Часа за два долетаем до последней заправки “Несте”, что уже за Выборгом, в Кондратьево, совсем недалеко от границы. Перед длительной разлукой с родиной заправляемся под пробку, пьем по стаканчику кофе на пустынной заправке и по пустынной же дороге движемся на таможню. Памятуя о новых таможенных правилах, на всякий случай декларируем ноутбук и фотоаппарат, а также наличные деньги.

Сразу становится понятно, что я, как обычно, перезаложился на случай очередей, и времени до парома у нас теперь девать некуда. На таможне вообще никого, проходим за 10 минут. Строгий товарищ в будке спрашивает, глядя в глаза:

–    Все деньги вписали?

–    Все.

–    До рубля?

–    Так точно, – отвечаю, не моргнув глазом.

Всегда на таможне что-нибудь новенькое...

Закупаем в дьюти-фри виски-пива для скрашивания жизни в пустыне Сахаре, да любимых Ленкиных конфет. Выезжаем из родины и останавливаемся перевести дух и часы на час назад. По финскому времени еще нет одиннадцати. А страховка у нас только с завтрашнего дня. Кроме того, жалко лишний день визы. С визами вообще ерунда. Они, естественно, финские (в Африку же едем!). А финны, как известно, в годовой мультивизе пишут только половину срока действия. То есть в нашей 90-дневной визе в графе “количество дней” написано 45. Типа 45 дней в первом полугодии, 45 во втором. Все должны знать. Откуда – не поясняется. Но знают не все. Как раз перед выездом, изучая вопрос, я наткнулся в интернете на пару душераздирающих рассказов, повествующих о том, как людей не пускали в Германию, Испанию и еще куда-то, мотивирую это “просроченностью” визы, от которой, на самом деле, оставалась еще половина. Кого-то даже умудрились посадить на трое суток в тюрьму за нарушение визового режима... Все это очень радостно, поскольку у нас при обратном въезде из Марокко в Испанию будет как раз эта ситуация: идет второе полугодие действия визы, а в первом истрачено 38 дней. Даже если сейчас мы пролетим Европу дней за пять, на обратный транзит остается два дня, что, с точки зрения испанского пограничника, может показаться недостаточно. Вернее, поскольку сейчас торчать полтора часа на нейтральной земле неохота, останется даже не два дня, а один. А впрочем, не все ли равно – два, один... И то, и другое проблемы не решит, да и будут эти проблемы на обратном пути, а до Африки еще доехать надо. Да и жизненно-туристический опыт подсказывает, что обычно в путешествии огребаешь вовсе не те проблемы, которых ждешь заранее.

Так что, перекурив пять минут на обочине, с такими мыслями мы смело двинули в страну Шенгению, договорившись, как обычно, говорить финским пограничникам только правду, но не всю. Вопросов нам не задали вообще никаких. Про страховку я уж и не говорю. Так что оставшийся час до полуночи мы ехали по ночной вымершей Финляндии нелегально.

По старой памяти попытались заехать в рыбный магазин на трассе, но он, естественно, посреди ночи закрыт. Так потихоньку настало 24-е июля, и наша страховка вступила в силу.

 

2-й день. 24-е июля 2009 г.

 

Около часа ночи мы уже на третьем кольце, объездной Хельсинки. Между Хельсинки и Турку окончательно достроили новый автобан, теперь все как у больших – тоннели, тоннели один за другим. Как будто через Альпы едешь. Только непонятно, откуда тут взялись горы, вроде раньше не было? Видимо, тоже пришлось построить.

Перекусив в с трудом найденной открытой ночью кафешке на большой заправке, в начале четвертого приезжаем в Турку. Ленка уже давно спит. Вяло плутаю по городку в раздумьях, не погулять ли на рассвете вокруг собора. Но, борясь со сном, никак не могу этот собор найти, а дорога как-то сама приводит в порт, где на парковке рядком стоят машины со спящими гражданами внутри. Ну и ладно. Пристраиваемся туда же, и благополучно спим до 7 утра.

В 7 начинается погрузка. Наша каюта оказалась четырехместной, где-то глубоко внизу, под машинной палубой. Пока ее доубирают, пьем по баночке пива на палубе. Довольно холодно, пасмурно.

То ли ужинаем, то ли завтракаем на мини-шведском столе. С бокалом шампанского, который оказался “included”. И спать.

Около 12 я проснулся от духоты в каюте. Побродил по палубе. Холодно, туман. Так и не дождавшись захода на Аланы, отправился спать дальше, поскольку у нас вроде бы созрело решение сегодня уже не ночевать и ехать в ночь до упора, желательно до Франции.

Окончательно встали часа в четыре и, взбодрившись кофе, оставшееся время скоротали на самой верхней палубе, под трубой. Слегка распогодилось, начало проглядывать солнышко. Мы увлеченно занялись тестированием нового фотоаппарата с огромным зумом. Изфотографировали все окрестности Стокгольма, а также чаек и встречные лайнеры, со всевозможным увеличением. Игрушка мне все больше нравится – можно теперь никуда не лазать, а все достопримечательности запечатлевать прямо из машины, главное зум побольше сделать!

Причалили в семь вечера по шведскому времени. Дуть в трубочку не пришлось, и, отстояв небольшую пробку на первом светофоре, мы быстренько выбрались на E20. В Стокгольме все знакомо, даже навигация не нужна. А как мы тут плутали два года назад!

Пошли на юг знакомым шведским автобаном. Дорога пустая, ехать 110 скучно. Впрочем, практически все превышают километров на 20 в час. А некоторые и того больше.

Первая остановка часов в 10, на озере Ваттерн. Когда-то, в 2002 году, я нашел тут съездик с автобана прямо на дикий берег. Однако, за 7 лет успели построить забор, хоть и с открытой калиткой. Едем дальше, в поисках места где поужинать. Проезжаем развалины какой-то крепости, каждый раз я хочу к ней подъехать, и каждый раз проскакиваю нужный съезд. А потом возвращаться уже лень. И на этот раз история повторяется. Зато нашли симпатичную кафешку.

На выезде с парковки подобрали шведского автостопщика. Он был нам несказанно рад в столь поздний час, сказал, что уже и не надеялся сегодня уехать и собирался зависнуть до утра. А ехать ему оставалось всего 150 км до Ljungby. Повезло парню, что, после прошлогодней колымской авантюры, к автостопщикам мы относимся трепетно. Вот так колымское гостеприимство отозвалось добрым делом на шведской земле...

Пошел дождь, Ленка уснула. А я рулю дальше под Джо Дассена, поставленного по случаю появления в экипаже иностранного участника. Впрочем, с участником мы вскоре расстались и где-то в полвторого подъехали к мосту в Мальме.

Тут мне захотелось немного размяться-погулять, сворачиваю в Мальме в надежде выехать на берег и поглазеть на мост. Но быстро запутываюсь в каких-то маленьких улочках. Приходится будить Ленку, включать ноут с навигацией. С ее помощью находим какую-то парковку у прибрежного кемпинга. Ленка выходить из машины отказывается, а я в полной темноте на ощупь выбираюсь на берег пролива. Со скамейки долго фотографирую красиво освещенный мост.

В 2-50, заплатив 39 евро карточкой, благополучно въезжаем в Данию. Автобан становится трехполосным, после Копенгагена ограничение возрастает до 130, машин почти нет – летим быстро. Только вот пора бы заправиться. Ладно, думаю, после второго моста. Вот и он, “Great Belt Bridge”, теряющийся в дымке еле-еле теплящегося рассвета. Проскакиваю заправку на встречной стороне – ну должна же быть на нашей! А ее что-то все нет. А лампочка уже горит, на скорости 140-150 бензин улетает быстро. Глупо как-то остаться без бензина ночью среди бескрайних просторов Дании...

Заправка нашлась только на другом конце страны, километров через 60, когда я, изрядно понервничав, собирался уже сворачивать в Kolding в поисках топлива.

Рассвело. Дорога совершенно опустела – ехать бы и ехать. Но, как всегда на рассвете, начинает неумолимо клонить в сон. Не дотянув совсем чуть-чуть до Германии, сворачиваю на первую попавшуюся парковку поспать пару часов. На парковке полно немцев, предающихся в своих машинах аналогичному занятию.

 

3-й день. 25-е июля 2009 г.

 

Часов в 9 в машине стало жарко, а вокруг захлопал дверями проснувшийся народ. Продолжаем гонку, почти сразу же въезжаем в Германию. До Гамбурга долетели быстро, а вот дальше на автобане A1 пошел непрерывный ремонт километров так на двести...

Что-то Германия не хочет нам нравиться. Дорога – беда: 5 км едешь нормально, следующие 5 км ремонт – сужение, ограничение 60-80. Левая полоса шириной два метра, еле-еле удается протиснуться между ползущим кемпером и отбойником. Фуру обогнать вообще нереально. И так без конца и краю. Вот вам и страна быстрых автобанов.

Навстречу еще хуже, попадается стоячая пробка километров на двадцать. Мы-то хоть едем, не дай бог в такое встрять. В довершение пошел дождь зарядами, что не добавляет скорости. Ездят, кстати, довольно грубо – резко перестраиваются перед носом, заставляют оттормаживаться. Как-то не по-европейски.

В полдвенадцатого съезжаем с автобана заправиться да перекусить. Вся немаленькая парковка забита кемперами, увешанными велосипедами, лодками, какими-то тюками и пр. Немцы едут отдыхать. В кафешке, соответственно, не протолкнуться, толпы и гвалт. Приходится расположиться на скамеечке на улице, довольствуясь парой бутербродов и стаканчиком кофе из автомата. Благо дождь перестал.

Еще через час сворачиваем, наконец, с A1 на A43 в районе Munster'а. Сразу становится легче, хоть ливень и зарядил снова. Но тут хоть ремонтов нет. Едем по навигатору, кратчайшим путем в Нормандию, заночевать хочется уже на берегу океана. Кратчайший путь пролег через две “лишние” страны – Голландию и Бельгию. Что ж, в Голландии мы еще не были.

Под ливнем пересекаем Рейн около Duisburg'а и, вскоре, Германия, слава богу, кончается. Стало как-то спокойнее – машин меньше, ездят не так агрессивно, даже солнышко вышло! Ехать нам по Голландии всего ничего, но надо ж хоть остановиться, походить по земле новой в нашем списке страны. Пописать на эту землю, побриться. Перекурить на теплом солнышке.

Вокруг травка зеленеет, луга, поля – идиллия. Анаша, небось, растет. Но Голландия, увы, не вписывается в наш напряженный график, и в три часа дня мы уже пересекаем границу Бельгии. Мало что изменилось вокруг – автобаны, автобаны. Разве что погода окончательно наладилась.

Бельгию проезжаем вообще без остановок часа за полтора. Запомнились какие-то помороченные развязки в районе Антверпена и забавный знак “конец круиз-контроля” под Ghent'ом.

Вот и Франция, шестая страна за последние сутки. Неплохой темп. Граница на этот раз имеет место быть – даже дежурит полицейская машина. А в обратную сторону, похоже, и вовсе идет контроль, так как стоит небольшая пробка. Но нам пока везет, нас никто не останавливает.

После двух тысяч километров автобанов гонка, наконец, заканчивается. Начинается экскурсионная программа. Последний на сегодня автобан A21 перешел в обычную местную дорожку D301 среди зеленых холмов. До сегодняшней цели остается совсем чуть-чуть. Едем неспешно, отдыхая душой и любуясь сельскими пейзажами. В каком-то городке удачно попался супермаркет, где мы запаслись вином и сыром. Из жадности взяли пятилитровую канистру красного вина за семь, что ли, евро...

Я совсем расслабился, проскочил какой-то очередной поворот, после чего навигатор, для исправления ситуации, повелел свернуть на трогательую полевую дорожку шириной метра два, но с идеальным асфальтом. А вокруг кукурузное поле. Не выдержав, остановились на пять минут пожевать бутерброды да пофотографировать местную идиллию. Как здорово после суточной гонки остановиться посреди поля, в тишине и умиротворенности уютной сельской Франции. Жаль только, кукуруза еще не поспела – получился бы хороший ужин.

Еще полтора часа по затейливо петляющим дорожкам да маленьким деревушкам, и мы увидели, наконец, океан. Точнее, Английский Канал. В восемь вечера, проехав Treport, останавливаемся в следующем за ним волшебном городке среди отвесных скал. Как по заказу, здесь нашелся замечательный кемпинг при отельчике. Весь такой зеленый, и с видом на океан. Ведает им благообразный пожилой француз, даже немного говорящий по-русски.

Сил осталось только на то, чтобы поставить палатку, сварить картошку, да выпить вина, сидя на травке и любуясь красным закатом через решетку кемпинга. Берег тут каменистый, к тому же отлив, и на камнях ковыряется народ с ведерками, что-то там выискивая. Устриц, наверное. Купание придется отложить до более подходящего места.

Позади 2500 км, половина Европы...

 

4-й день. 26-е июля 2009 г.

 

Проснулся я безо всякого будильника в 8-30, отлично выспавшись. Сходил в душ отеля, сварил на горелочке кофе. Замечательная погода, солнышко. Вокруг детишки разнонациональные бегают, иногда заходят знакомиться. Взрослые смотрят на наши номера, интересуются откуда мы. Цокают языком:

–    O! Saint-Petersburg! Long way!...

Ха. “Long way” еще только начинается...

Но сегодня мы никуда не спешим. День решено посвятить Нормандии. Так что спокойно завтракаем, собираемся, фотографируем через волшебный зум толпы собирателей “морских деликатесов”, чьими торчащими кверху попами утыкана вся отливная полоса.

При попытке зарядить фотик окончательно сломался наш старый добрый инвертор, купленный еще перед Сахалином. Это плохо – фотик-то я на reception зарядил, но остались мы без навигации. Вернее, скоро останемся, так как выполняющий роль навигатора ноутбук от батарейки проработает от силы часа полтора.

Хорошо хоть все дорожки здесь обставлены подробными информационными щитами с картами окрестностей. Начинаем двигаться вдоль берега в сторону Fecamp. На въезде в первый городок, Dieppe, пытаемся посетить Ашан в надежде купить новый инвертор. Но куда там – воскресенье, все закрыто. По той же причине в самом Дьеппе столпотворение. Пробки. Причем, чем ближе к морю, тем гуще. На огромной парковке у пляжа еле втиснулись. Искупаться хочется в более безлюдном месте, так что просто прогулялись по пирсу, плотно засиженному рыбаками. Рыбаки обосновались тут капитально, некоторые даже поставили прямо на бетоне палатки. У причала стоит большой желтый паром “Transmancheferries”, ходящий, по всей видимости, в Англию.

Не тратя больше время на шумный Дьепп, двинулись дальше приятнейшими маленькими дорожками, отдыхая от вчерашних автобанов. Следующая остановка вышла спонтанная, в деревушке Le Bourg-Dun, у привлекшего внимание большого собора, оказавшегося “Eglise Notre-Dame du Bourg-Dun” 11-го века постройки. В отличие от Парижского Нотр-Дама, внутри удалось побродить в абсолютной тишине и покое – кроме нас там не было ни души...

Тут же рядом был обнаружен подробный информационный стенд с достопри­меча­тельнос­тями Нормандского берега. Пришлось конс­татировать, что для их изучения одного дня, мягко говоря, маловато. В качестве ближайшей цели наметили деревеньку с красивым названием Veules-les-Roses, вознамерившись там искупаться, наконец, в Атлантике.

Карта на стенде как-то слабо коррелирует с картой в нашем Mappoint'е – мы полагали, что едем по самой близкой к берегу дорожке, а выходит, что там есть еще одна. В результате, плюнув на все карты, едем просто по указателям. Покружившись в самом Veules-les-Roses, на свое счастье так и не поняли, как подъехать к берегу, и бросили машину на парковке у шоссе. Эта непонятливость вынудила нас совершить чудесную пешую прогулку по совершенно сказочному городку, который в противном случае мы бы, конечно, просвистели мимо.

Городок состоит из нескольких пешеходных улочек-дорожек, вьющихся вдоль спешащего к морю чистого ручья. На ручье даже имеется старая деревянная мельница. А кругом домики с травой на крышах и море цветов...

На берегу людно, маленький пятачок густо обставлен машинами, несмотря на знаки “остановка запрещена”. Но мы отошли 200 метров в сторону и оказались в полном одиночестве на типично Нормандском берегу – с одной стороны океан, с другой отвесная скала, тянущаяся насколько хватает глаз. Живо представилось, как на такой берег высаживались союзники... Хотя, насколько я понимаю, высадка происходила чуть южнее, в районе реки Орн. Не знаю, как там обстоит дело с рельефом.

Я даже не представлял себе, что в центре Европы, в разгар сезона, в воскресенье, так легко найти абсолютно безлюдный берег! Плавки-купальники можно было и не брать. Отдых начался. Плескаться бы тут до вечера в теплых волнах, если бы не вечная наша спешка. Впрочем, через полчаса море стало наступать – то ли прилив, то ли волны подросли, но валявшийся на камешке фотоаппарат мы чуть не утратили. А сзади скала, на которую даже отец Федор не залезет... Может, поэтому тут так безлюдно?

В общем, подхватив шмотки, быстренько двинулись обратно к машине, все равно пора ехать дальше. По пути пронаблюдали милую сердцу картину, как два вальяжных полисмена рассовывали под дворники штрафы за неправильную парковку всем подряд машинам, натыканным друг на друге по обочинам примыкающей к пляжу улочки. Европейская законопослушность.

Дальше – Fecamp. Тут мы снова попали в столпотворение, еле запарковались за пять кварталов от набережной. Хочется есть, а поесть негде. Вот те на – все кафешки-рестораны в воскресенье закрыты, те немногие, что открыты, торгуют только выпивкой. Удивительно ленивый народ французы – городок просто набит отдыхающими, а поесть негде. Так что, чуство голода несколько подпортило нам впечатление от короткой пробежки по Fecamp'у. Ну да все равно времени на Palais Benedictine, где делают ликер “Бенедиктин”, уже нет – в другой раз, в другой раз...

Слегка обескураженные, едем дальше, в Этрету. По пути попадается уютный с виду ресторанчик, но... тот же облом: выпить – пожалуйста, а поесть – “у нас кухня закрыта”. Да что ж это такое!

Так и приехали в Этрету голодными. Этрета знаменита своими скалами-арками, символом Нормандии. И посмотреть там действительно есть на что. Но первым делом мы все-таки отыскали на набережной открытый ресторанчик, где, наконец, удалось отведать вкусной рыбки и прочей морепродукции. И только после этого, изрядно отяжелев, поползли наверх, на смотровую площадку. Где и проторчали практически до вечера, взирая на фантастическое сочетание синего океана, зеленых лугов и отвесных скал...

На обратном пути выяснилось, что и сюда, наверх, можно было подъехать на машине – второй раз за день отсутствие навигации дарит нам возможность совершить замечательную прогулку. Еще наверху расположился мемориал, но не в честь высадки союзников, как мы подумали, а в честь героев войны 1914-1918 гг.

Восемь вечера, пора искать ночевку. Едем в сторону Le Havre, тыкаясь во все кемпинги по дороге. Но что-то все не то – кемпинги попадаются кемперные, и нам там делать нечего. Так и доехали до самого Le Havre, где на въезде попалась реклама Etap-отеля. “А это мысль!” – подумалось нам, и на последнем издыхании батарейки ноутбука мы отыскали этот Etap. Без навигации это было бы проблематично, Le Havre город немаленький.

Комната есть – ура! 56 евро с завтраком, хотя для Etap'а это и не так дешево. Вселяемся – совсем мы обленились, даже палатку сегодня не надо ставить. После недавнего обеда в Этрете ужинать уже не хочется, хочется только по стаканчику вина из канистры за столиком на улице у входа. А вечер, кстати, выдался довольно прохладный. Даром, что мы уже столько проехали на юг.

 

5-й день. 27-е июля 2009 г.

 

А утро так и совсем нежаркое, градусов 13, на машине роса. Правда, встали мы раненько, в 7, и, позавтракав Etap-овским кофе с бутербродом, двинули к намеченной цели – аббатству Мон Сен-Мишель. Напрямую по платным автобанам, срезая Нижнюю Нормандию, на которую в этот раз нет времени. Экономя батарейку ноутбука, включаем навигацию только в ответственных местах – как то выезд из гостиницы. Впрочем, в свежепеределанных заездах на мост “Нормандия”, что лежит на нашем пути сразу же по выезду из Le Havre, путается даже свежий Mappoint 2009.

Мост, конечно, красивый, да и Сена тут пошире, чем в Париже, но после Скандинавских мостов как-то не впечатляет. Правда, пошел дождь и, кроме серой пелены, с моста мало что было видно.

Помимо оплаты за собственно мост, до Каена еще пару раз попадаются пункты отъема денег, берут по несколько евер. Мы успешно платим карточкой, что избавляет от необходимости отстаивать очередь к будкам с живыми кассирами. На объездной Каена появляются указатели на “Le Mont-Saint-Michel”, так что навигацию отключаем окончательно. Тут же отключается и Ленка, досыпая недоспанное по случаю раннего подъема. Погода не спешит улучшаться, дождь, на автобане какие-то ремонты, все идет своим чередом...

Часов в 10 утра сворачиваем с автобана, еще километров 10-15 мелких дорожек и мы почти у цели. В каком-то городке перед самым аббатством удачно встретился хозяйственный магазин, где мы обзавелись новым инвертором.

Сен-Мишель, выстроенный на высоко торчащей посреди моря скале виден издалека. Дорога к нему проходит по искусственной дамбе и упирается в огромную парковку. Причем часть этой парковки доступна только в отлив, а в прилив ее заливает водой. Стоят соответствующие предупреждающие знаки. Несмотря на будний день, найти место удалось только метров за пятьсот от входа в аббатство, дальше – пешком, мимо бесконечных рядов машин и автобусов. Ох уж эти “раскрученные” достопримечательности... Живо вспомнился замок-пряник Нойшванштайн в Баварии, где несметные толпы туристов совершают непрерывный хадж, будто бы место это – главная мировая святыня.

Наверное, стоило ограничиться внешним осмотром – издали Сен-Мишель, гармонично сросшийся с островом-скалой выглядит наиболее эффектно. Но мы по инерции побрели вместе с толпой и протиснулись во входные ворота. Чтобы подняться наверх, к аббатству, нужно преодолеть узкую улочку, состоящую сплошь из сувенирных лавок и забитую народом не хуже метро в час пик. В среднем, толпа движется от одной лавки к другой со скоростью пять лавок в час, и приходится непрерывно протискиваться и проскальзывать в какие-то щели, чтобы проскочить подъем, минуя обязательный шопинг.

Впрочем, чем выше, тем меньше народу, а карабкаться по узким каменным лестницам интереснее. Очередь на вход, вопреки ожиданиям, оказалась небольшой, минут на десять, и мы, вооружившись аудиогидом, обошли аббатство где-то за час-полтора. Аудиогид быстро утомил – собственно, в прилагающейся к билетам бумажке написано все то же самое, что он монотонно бубнит в ухо.

Основное здание аббатства – гигантский готический собор, в котором растворяются даже такие толпы туристов, но, пожалуй, самое яркое впечатление произвел вид с его террасы на окружающие просторы. Здесь, если верить буклету, самый высокий на Европейском континенте уровень приливов, и приливно-отливная полоса уходит на километры вглубь материка.

Обратно удалось спуститься боковой улочкой, минуя основное магазинно-сувенирное месиво, и в час дня мы покинули Мон-Сен-Мишель и взяли курс на юг. Вновь полноценно заработавшая навигация уверенно выводит нас чередой мелких дорожек на А84. Культурная программа на сегодня окончена, и наша цель – проехать как можно больше. Пообедали, экономя время, в McD на съезде с А84 в районе Liffre – удобно, что Mappoint знает все заправки-забегаловки, поскольку указатели на автобане стоят далеко не всегда. Тут же рядом попытались заправиться дешевым бензином на заправке-автомате, но ни одну из моих карточек он, гад, жрать не стал. Пришлось заезжать в сам городок Liffre и заправляться там за наличку, естественно, дороже, зато при содействии колоритной француженки.

После Нанта Mappoint почему-то повел нас чуть в сторону от прямого направления каким-то “недоавтобаном” E62 с ограничением 110 км/ч. “Что ж, наверное, так короче,” – подумал я. Но когда и с этого недоавтобана нам велели свернуть, и пошла совсем узкая загруженная дорожка, стали терзать смутные сомнения, быстро переросшие в уверенность. В общем, я, бестолочь, забыл убрать галку “избегать платных дорог”, что Mappoint старательно и исполнял. Ошибку исправили, но потерянный час уже не вернешь. Выбрались кратчайшим путем на платный автобан A83, взяли на въезде билетик и, наконец, полетели.

Автобан шикарный, машин мало, ехать легко и скучно. За руль попросилась Ленка и прорулила 220 км – на данный момент самый большой перегон в своей жизни. Говорит, понравилось. Я же успел за это время пописать дневник и наметить сегодняшнюю ночевку. Кемпинги с автобана фиг найдешь, да и время поджимает, так что решаем доехать до Биаррица, где есть много Formule1, Etap'ов и прочих бюджетных сетевых отельчиков.

В качестве ужина покупаем на очередной заправке бутерброды и поедаем их на площадке для отдыха. Во Франции такие площадки совсем не то, что в Германии – уютные, отнесенные достаточно далеко от шоссе, со столиками, спрятанными в приятном лесочке. Тут бы и палатку поставить, да как-то не принято. Пока перекусываем, по южному быстро темнеет, да и вообще природа вокруг уже успела неуловимо измениться, березок больше не видать...

В Биарриц приезжаем часов в 10, город кишмя кишит, и все бюджетные отельчики забиты. А не фиг было соваться в курортное место... Покружившись час, находим свободный номер в некоем “Les Genets” за 78 евро. Дорого, но в двенадцатом часу ехать дальше с неясной перспективой неохота. По сравнению с Etap'ом единственный плюс – наличие в номере балкона со столиком, за которым можно посидеть-покурить со стаканчиком вина из нескончаемой канистры...

Завтра – Испания, страна, в которой мы еще не были. А ведь я в школе шесть лет учил испанский, и вполне прилично его знал. Вот только жаль, что за прошедшие 25 лет осталось от тех знаний лишь три слова типа “Uno, uno, uno, un momento”. Но, может, в Испании язык вернется сам собой?..

 

6-й день. 28-е июля 2009 г.

 

Выезжаем из отельчика в 9.30. После некоторых раздумий решаем, что заезжать в Мадрид на несколько часов бессмысленно, вместо этого намечаем себе на сегодня посещение Толедо, а до него будем просто гнать по автобанам. Но для начала надо все-таки искупаться в Бискайском заливе.

Покидаем суетный Биарриц и, вскоре, Франция заканчивается. Табличка “España”, и наш список посещенных стран увеличивается еще на одну штуку. Кроме таблички, граница, как водится в Европах, ничем себя не выдает. После Сан-Себастьяна уходим с автобана на прибрежную дорожку, выглядящую в Mappoint'е весьма заманчиво. И она не обманула ожиданий! Километров десять дорожка вьется по самому берегу, позволяя наслаждаться видом синего-синего и такого южного моря. Проезжаем маленький городок Getaria на живописном мысу, с пляжем и яхточками. Еще через пару километров останавливаемся прямо на обочине на диком берегу. Никого. Валуны. Прибой. Брызги. Счастье...

Ленка купаться отказывается, ссылаясь на то, что “прохладно”. А я не отказываюсь, и, с некоторым трудом, слезаю с камней в Антлантический прибой. Настроение и тонус резко повышаются – Страна Басков встречает нас так ласково! Вот только баски не понимают, что это я так медленно ползу по узкой дорожке, глазея на океан, и мешаю им носиться сломя голову. Бешеный грузовик висит на хвосте, недовольно мигая фарами, а потом бросается на обгон в крутом повороте. Куда торопиться? Такая красота кругом...

Впрочем, вскоре и мы возвращаемся на автобан и встаем на разрешенную крейсерскую скорость 120 км/ч. Испанцы же проносятся мимо на скоростях не хуже немецких.

Начинаются Пиренеи. Автобан совсем новый, в Mappoint 2009 местами нарисован пунктиром, так что навигатор все время беспокоится, что мы сбились с пути и несемся без дороги по горам-долинам. Мосты, тоннели. Тоннели да мосты. Гор толком и не видно. После Пиренеев шоссе уходит вглубь полуострова, и резко включается жара – на термометре 30, 32, 36... Кондиционеру есть чем заняться. Вокруг уже вполне африканский пейзаж – какие-то красноватые холмы, выжженная пустыня. То ли еще будет...

На объездной Мадрида очень плотное движение, даже пробка. И снова автобан, теперь уже на Толедо. До него еще километров 50. Ленка тем временем зачитывает вслух Lonely Planet.

В Толедо мы в полпятого. Он весь стоит на холме, паркуемся на крутой булыжной улочке, на самом солнцепеке. Зато прямо у центра. Парковка платная, но с 17-00. В сиесту можно и так. Выгребаем всю мелочь из карманов, берем билетик до 18-40, и идем гулять, пытаясь прятаться в тень домов. Жара жуткая, а наш кондиционер на въезде в Толедо начал издавать нехорошие звуки. Печально это, в Африке нам будет его не хватать.

Сразу же попадается музей Санта-Крус. Не очень интересный, зато прохладный. Он частично на реставрации, открыта только галерея с каким-то не сильно нас впечатлившим модерн артом. Быстренько пробежались, и двинулись на главную площадь к кафедральному собору. Вот это да! По собору мы проходили почти что до самого закрытия, до шести. Тут Эль-Греко, Гоя, Тициан... В общем, в Толедо мы заехали не зря!

Еще немножко гуляем запутанными средневековыми улочками по жаре. Даже есть не хочется, лишь по мороженному осилили. Спускаемся к речке Тахо, прямо посреди которой живописно стоят несколько рыбаков и две собаки. Присматриваем на высоком противоположном берегу точку, с которой должна открываться хорошая панорама, тот самый “Вид Толедо”. Надо туда заехать!

Мокрые и полудохлые с непривычки, возвращаемся к машине. Еще и одеты мы явно не по моде – джинсы, кроссовки. Народ ходит исключительно в шортах и тапочках. Но ведь у нас еще вчера в Нормандии было 14 градусов и дождь...

У машины нас ожидает сюрприз – под дворник подсунут парковочный штраф на 60 евро. Вернее, некая бума­жонка типа чека из универсама, в которой понятно только “Муни­ци­пальная жандарме­рия” и “60 евро”. И ручкой вписан наш номер машины. Вот те на. Время на чеке 17.36, парковку я оплатил до 18.40 – какого фига? То ли бумажку из паркомата я положил неудачно, так, что ее не заметили, то ли надо было какой-то корешок от нее оторвать, то ли уж не знаю что. Обидно. Ладно, потом разберемся. Поозиравшись по сторонам в тщетных поисках парковщиков-обидчиков, поехали на смотровую площадку фотографировать Толедо. Хотя и с несколько подпорченным настроением. Кондиционер скрежещет, но работает.

После Толедо шоссе снова пересекает горную цепь. И снова автобан тут местами недостроен и прерывается небольшими участками серпантинов, с которых видны масштабные работы по строительству виадуков и тоннелей. Вечереет, и, подсвеченные закатным солнцем горы – насколько я понимаю, это какие-то отроги Испанских Кордильер – кажутся выше, чем они есть на самом деле. По хребту проходит граница с Андалузией, на перевале видовая площадка, откуда открывается вид на свежепробитый автобан внизу.

Нам, однако же, пора искать ночевку – скоро стемнеет. Пытаемся найти кемпинг, для чего пару раз съезжаем с автобана на мелкие дороги. Но тщетно, темнеет все равно. Приходится селиться в первый попавшийся придорожный мотель за 58 евер. Им оказался некий “El Oasis” вскоре после Jaén'а. Вполне, кстати, приличный мотель попался, денег своих явно стоит. Большой номер, полноценная ванная, не сравнить с Etap-овским минимализмом. Вот только персонал изъясняется исключительно на испанском, что, вкупе с испанским раздолбайством, сильно затрудняет заказ ужина. Но справились, хотя язык пока что-то не вспоминается...

В номере бесплатный Wi-Fi, и я быстренько прочесал авторушный форум на предмет испанских штрафов. Выяснилось, что штраф за парковку надо было оплачивать прямо на месте в том же паркомате. Но не возвращаться же в Толедо, ей-богу! Хотя есть более взвешенное решение, предлагаемое коллективным разумом – на этот штраф забить, ибо он муниципальный, и не то, что до Шенгенской базы, до соседнего города редко доходит. Так, пожалуй, и сделаем, тем более, что совесть наша чиста.

Только к ночи жара отпустила, можно в свое удовольствие посидеть-покурить на скамеечке под пальмой. По плану завтра – Африка. Каково там будет, неужели еще жарче?..

 

7-й день. 29-е июля 2009 г.

 

От нашего “Оазиса” отъезжаем в 9.46 с твердым намерением закончить сегодняшний день на другом континенте. На завтрак с трудом удалось добыть по чашке кофе с какими-то обугленными булочками, которые официант почему-то называл круассанами. Зато, внезапно проявив до того глубоко спрятанную любезность, он долго и старательно пытался нам объяснить, что эти головешки надо мазать специальной липкой замазкой, слегка пахнущей медом. Таскал какие-то баночки, махал ножом перед носом. В конце концов, оценив нашу непроходимую тупость, сам разрезал пополам Ленкину булку и сделал все “как полагается”. Ладно, круассан так круассан. Зато недорого, 6 евро за весь “завтрак”. Накормив еще и машину – бензин в Испании тоже подешевле французского, один евро с копейками, помчались поскорей покорять оставшиеся до Средиземного моря пару сотен километров.

Чем ближе к морю, тем чаще начинают встречаться указатели на арабском языке и ларьки торгующие билетами на паром через Гибралтар. Покупать билеты заранее я не стал, поскольку в Интернете минимальная цена за машину плюс два человека в одну сторону у всех компаний была выше двухсот евро. Свинство это, подумал я. На месте сторгуемся дешевле, тем более, что в нескольких отчетах люди писали про разнообразные скидки, которые нам будут наперебой предлагать.

Вдоль шоссе, в основном, попадается реклама двух паромных компаний, FRS и Balearia. Есть еще, вроде, третья, Acciona Trasmediterranea. Ходят паромы из Algericas и Тарифы в Сеуту либо Танжер. Мы хотим в Сеуту, ибо это испанский эксклав и границу с Марокко надо будет пересекать посуху. Почему-то кажется, что так проще – паром отдельно, граница отдельно. А впрочем, планы можно и пересмотреть в зависимости от ценовых предложений.

Начинаем заезжать в билетные ларьки – один, второй, третий... Цены везде в районе тех же двухсот евро. Плюс минус буквально один-два евро. Пока воздерживаемся от покупки – ну что ж это такое! Паром Турку-Стоклольм, идущий 8 часов стоит 50 евро, с каютой , а этот идет час, без всяких кают, и 200!

Так и не обилетившись, подъезжаем к Малаге. Минуем сей популярный курорт и двигаемся в направлении самой южной точки Испании бесплатной прибрежной дорогой A7. Около Marbella, выбрав наименее застроенный отелями кусочек берега, сворачиваем к морю. Удачно – тихая улочка с первой же попытки выводит прямо к пляжу. Дикому и вполне безлюдному. Только вот Средиземное море, на удивление, оказалось явно холоднее вчерашней Атлантики. Но все равно здорово.

Повалявшись полчасика на пляже, едем попытать счастья в Тарифу. По A7, идущей через все прибрежные городки, продвижение идет крайне медленно, для ускорения сворачиваем на платный дублер Ap-7. Сколько денег мы уже скормили с карточки испанским пунктам оплаты автобанов лучше не считать! Зато по пустому шоссе за час добираемся до Algericas, по пути еще пару раз ткнувшись за билетами на паром – тут их продают уже на каждом шагу. Но даже при такой конкуренции цены не снижают ни на копейку – сговорились, гады! Типичный картельный сговор, куда смотрит антимонопольная служба? Ладно, паромы ходят каждый час до позднего вечера, никуда они от нас не денутся, а для очистки совести надо все-таки поглядеть, что делается в Тарифе.

На въезде в Algericas перекусываем в McD и совершаем блиц-шопинг – накупаем всяких распродажных шортиков-маечек по 5 евро.

Дальше автобан заканчивается небольшой пробкой на светофоре. Преодолев ее, попадаем на дорожку местного значения. До Тарифы километров 20 через перевал, с которого открывается вид на Гибралтар, набитый кораблями, и Африку в дымке. Первый взгляд на Африку... Спешим, даже не останавливаемся на смотровой площадке.

Тарифа – маленький древний портовый городок с узкими крутыми улочками. Преимущественно односторонними. Прямо вдоль крепостной стены сползаем круто вниз к порту. С трудом втиснув машину неподалеку, идем выяснять обстановку. Увы, обстановка не в нашу пользу. Во-первых, как нам на хорошем английском объяснила девушка в каком-то из многочисленных агентств, до 4 августа автомобильный паром из Тарифы вообще отменен. Во-вторых... Ну, как говорится, первого достаточно. А билеты из Algericas'а нам пытаются тут впарить еще дороже. Как бы там ни было, надо туда возвращаться. А время уже к пяти часам, день пока проходит довольно бестолково.

Гулять по Тарифе времени нет, да и жара жуткая. И ни ветерка, а еще говорят, что Тарифа – “Мекка виндсерферов” и ветер тут дует всегда... Единственно, останавливаемся на пять минут на той самой смотровой площадке с видом на Гибралтар. Дымка мешает сфотографировать Африку...

Мы уже готовы отдать двести евро первому встречному продавцу билетов, но, как назло, со стороны Тарифы их на дороге нет. С другой стороны попадались каждые сто метров, а с этой ни единой будки. Так и упираемся в ворота порта, по-прежнему без билетов. И останавливаемся в некоторой растерянности – то ли их можно купить внутри, то ли надо разворачиваться... Но мужик на въезде машет – ехай, мол, чего встал. Начинается какой-то лабиринт проездов между пирсов, заставленных контейнерами – порт совсем не маленький. Но на каждой развилке кто-то стоит и направляет в нужную щель. В основном, молча. Но в одном месте требуют билет, и, поскольку такового не оказалось, лепят на стекло бумажку “SB”, что, как выяснилось, означает “без билета”. Я уж думал, так и заедем на паром с этой бумажкой – мол, ну без билета, так без билета. Было бы вполне в духе испанского пофигизма. Но нет, дальше пути тех, кто с билетом, и тех, кто без оного, разошлись, и мы оказались на огромной парковке перед “официальными” кассами всех компаний. Касс внутри штук двадцать, цены колеблются в широком диапазоне от 204 до 206 евро. Наконец, сдались самому бойкому зазывале из FRS. От обратных отказались – скидка все равно получается никакая, евер 10, а кто его знает, как там в Африке с торговлей. Между делом выяснилось, что цены эти только для туристов – для испанцев и марроканцев все раза в три дешевле.

Мужик лихо продал нам билет на паром, отходящий через десять минут – OK, мол? Ну ОК, и так уже шесть вечера, ждать еще час не хочется. Так что прощание с Европой получилось скомканным: бегом к машине, опять какие-то лабиринты, проезды-переезды, ж/д пути, проверки паспортов, и без двух минут 18-00 вкатываемся на паром. На одометре 5075 км от дома. Паром пустой, палуба заполнена где-то на треть. Но цены держат, гады!

Только поднимаемся наверх, начинается отшвартовка – пока-пока, Европа! Паром скоростной, водомет, пересекает пролив за час, из которого минут двадцать уходит на маневры в порту. Открытой палубы почти нет – только маленький кусочек на корме, прямо над бьющей из водомета струей. В основном народ располагается в креслах внутри, коих в избытке при такой заполненности, да тусуется в магазине. Лица вокруг все больше арабские.

Мы же в экстазе торчим весь час на ветру, фотографируясь то на фоне кишащего всевозможными плавсредствами Гибралтара, то на фоне одноименной скалы – английского владения Гибралтар – которую греки, задолго до всяких англичан, именовали Геркулесовым Столбом...

Вот и моя дорога лежит, наконец, у Геркулесовых Столбов! А ведь лет двадцать назад, когда мы в Кольских походах пели эту песню, Геркулесовы Столбы для меня, как и для греков, были чем-то вроде края Земли, и существуют ли они на самом деле, я толком и не знал...

 

  -> Часть 2 ->

Гостевая книга

 

Hosted by uCoz