Все наши путешествия

СРЕДНЯЯ АЗИЯ 2018

Петербург-Казахстан-Киргизия-Таджикистан(ГБАО)-Фанские Горы-Узбекистан-Казахстан-Петербург

21 июля - 29 августа 2018 г.

1. Петербург — Киров — Пермь — Курган — Петухово.

2. Казахстан. Петухово — Боровое — Астана — Балхаш — нац. парк "Алтын-Эмель" — Чарын.

3. Киргизия. Джети-Огуз — Чон-Кызыл-Су — Иссык-Куль — Сон-Кель — Таш-Рабат — Ош — Пик Ленина.

4. Памирский Тракт. Ош — Каракуль — Мургаб — Яшинкуль — Лянгар — Хорог — пер. Хабуробот — Душанбе.

5. Фанские Горы. Душанбе — Искандеркуль — Альплагерь Вертикаль — Пенджикент.

6. Узбекистан. Самарканд — Бухара — Хива — Нукус — Аральское море — п/п Дау-ата.

7. Дорога домой. Бейнеу — Актау — Астрахань — Тамбовская область — Москва — Петербург.

На это путешествие мы решились не сразу. На Северном Тянь-Шане мы были в теперь уже неблизком 2002 году, и эти горы, вкупе с Иссык-Кулем, так и остались самыми красивыми из тех, что удалось впоследствии повидать. Та поездка была спонтанной и нелегкой. Казахстан запомнился полным бездорожьем на тысячи километров пыльной степи и абсолютным беспределом "полицейских" на постах "Рубеж". То есть просто прямым вымогательством денег под угрозой применения силы. Желание повторно посещать эту страну было отбито на многие годы вперед.

Но горы, особенно те, что виднелись на противоположном берегу Иссык-Куля, никак не забывались. Впоследствии я наткнулся на красочное описание Памирского тракта и появилась мечта. Изучение карты и многочисленных отчетов, среди которых особенно хочется отметить отчет Яночкиных, подтолкнула меня к мысли, что можно и нужно объединить спокойное путешествие по Киргизии (с элементами пляжного отдыха на Иссык-Куле) по следам Яночкиных с авантюрным Памирским Трактом. Киргизия выглядела спокойной и дружественной к путешественникам, Памирский Таджикистан пока представлялся чем-то страшным и далеким... Казахстан же с его ЖолПолицаями воспринимался как неизбежное зло, которое надо преодолеть.

Дочь наша в свои 2.5 года уже довольно опытная путешественница, была в Грузии, в Альпах, на Кольском. Везде на машине, так что к длинным перегонам приучена и воспринимает их как часть жизни.

В общем, к середине зимы Машку я уговорил. Но осталось много страхов. Во-первых, конечно, это расстояние вкупе с памятью о жутких казахских дорогах. Но тут за 16 лет, вроде, ситуация несколько изменилась - казахи дороги медленно, но верно строят. Жолполицаи никуда не делись, но все же, по недавним отчетам, такого откровенного бандитизма, как в начале двухтысячных на дорогах нет. К тому же все проблемы сводятся, в конечном счете, к деньгам. В Европе же мы отдаем кучу денег за платные дороги и дорогущий бензин? Ну так в Азии иная специфика, но дороги так или иначе все равно оказываются платными. Пугали жара внизу и горняшка наверху, тут средство было одно - не торопиться, набирать высоту постепенно, акклиматизироваться, устраивать небольшие пешие вылазки. Вообще, не торопиться - это само важное. Благо, на путешествие удалось выделить отпуск длиной в пять недель. Но и их, в итоге, не хватило. Мы решили, что не будем гнать, что путешествие (а не перегон!) должно начаться с момента выезда из ворот дома. И пусть на доезд до первых гор уйдет неделя (вышло даже больше), зато с первого же дня мы будем что-то смотреть, ночевать в интересных местах и получать удовольствие. И я начал дотошно прорабатывать маршрут. Выяснилось, что и Казахстан не так скучен, как нам показалось, когда мы промахивали его за двое суток. И в нем вполне можно двигаться от одной интересности к другой. Я старался распланировать каждую ночевку, выискивая ее координаты в отчетах и спутниковых снимках, чего обычно никогда не делал. В итоге у меня был подготовлен подробнейший план на 37 дней, который удалось практически полностью выполнить.

Туда мы решили ехать северным путем, минуя Москву, через Череповец-Киров- Пермь-Екатеринбург-Курган. Границу переходить в Петухово и через Астану с ее автобанами двигаться к Киргизии. Либо стандартным путем через Балхаш-Алма-Ату, либо нестандартным, объезжая Балхаш с востока, заездом на Чарын и пересечением границы с Киргизией на маленьком погранпереходе в Кегене. Затем объехать Иссык-Куль с юга, заехать на Сон-Кель, немного покататься по горам вслед за Яночкиными, как следует акклиматизироваться на высотах около 3000. Потом второстепенными дорогами вдоль Нарына выехать к Узгену и Ошу и оттуда стартовать на Памирский тракт. Возможно, заехав перед этим в базовый лагерь пика Ленина для пущей высотной акклиматизации. С Памирским трактом все более-менее понятно, но дальше встает вопрос куда держать путь после Душанбе. Тут внезапно выяснилось, что Леша Павлюченко с группой школьников из ФТШ собирается в середине августа в Фанские горы и, конечно, появилась идея там встретиться в альплагере или на Искандеркуле. Чтобы не возвращаться тем же путем, из Фанских гор надо выезжать в Узбекистан, поскольку он тут практически со всех сторон окружает северный отросток Таджикистана. Поначалу такое продолжение нас категорически отпугивало, отзывы про Узбекскую таможню в инете были самые мрачные. Плюс отсутствие нормального бензина, сложности с регистрацией и прочие бюрократические препоны. Но буквально в этом году ситуация начала внезапно разворачиваться. Каримов помер, а новый президент вдруг решил несколько повернуть руль в сторону цивилизованного мира. Во-первых, в мае открылся много лет закрытый погранпереход Пенджикент-Самарканд. И это как нельзя более кстати! Теперь маршрут из Фанских гор самым логичным образом можно продолжить в Самарканд. Во-вторых, сама процедура прохождения границы, вроде бы, значительно упростилась вплоть до отмены обязательного декларирования каждой копейки и каждой авторучки. Где Самарканд, там и Бухара с Хивой, а уж из Хивы надо через Каракалпакию выезжать напрямую в Казахстан и возвращаться вдоль Каспия и дальше через Астрахань-Волгоград- Москву. Против этого плана только Узбекско-Казахская граница в Тажене (Бейнеу), имеющая самую дурную славу во всей Средней Азии. Люди там нередко стояли сутками. Ну да к тому времени на месте разберемся...

Помимо скачивания тонн спутниковых снимков, треков и точек POI, я заранее озаботился получением пропусков в Горный Бадахшан. Это непременное условие проезда по Памиру, проверяют их на всех многочисленных блокпостах. Пропуска эти нам за $100 сделала компания Pamir Silk Travel и прислала прямо на домашний адрес в Питере. Было несколько неуютно переводить авансом 100 долларов на некий таджикский паспорт, но в итоге все получилось четко и без обмана. Был еще вопрос с пропусками в погранзону в Киргизии, которые нужны для посещения базового лагеря пика Ленина. За них турфирмы просили еще примерно столько же, но этих денег было откровенно жалко, учитывая, что в этот базовый лагерь мы еще не факт, что успеем заехать. Этот вопрос будем решать на месте.

К встрече с казахскими служителями закона я подготовился как мог: диагностическая карта, наклейка RUS, новая аптечка и огнетушитель. Скачал также ПДД и КОАП Казахстана, всякие телефоны доверия и т.п. Обновили наше несколько потрепанное туристическое снаряжение - купили новую большую палатку Alexika, 2 спальника Alexika Mountain. Вместо газовой горелки взяли мультитопливную, работающую на бензине. Ибо в прошлых поездках уже намучились с поисками газа в разных незнакомых местах. Бензин же в автопутешествии есть всегда. Еще в последний момент успел на Aliexpress'е купить компрессорный автохолодильник. Это было очень удачной идеей! С этим холодильником мы в любую жару спокойно несколько дней возили колбасу-сосиски- молоко-масло-яйца на ужин/завтрак, не говоря уже о баночке холодного пива, которую так приятно было испить после трудного дня где-нибудь на красивой ночевке в горах или пустыне... Холодильник этот потребляет совсем немного и после нескольких контрольных экспериментов я спокойно оставлял его на ночь подключенным непосредственно к аккумулятору машины.

Выезд назначили на пять утра субботы, 21 июля. Чтобы проскочить КАД и начало Мурманского шоссе до пробок...

Если наш сайт оказался Вам полезен, Вы можете поддержать авторов