22 июля 2008 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Встал я аж в 7-30, по будильнику. Несмотря на вчерашние заверения, никто моему примеру не последовал. Более того, мне было недвусмысленно указано, что, мол, “не в казарме” – вставать в такую рань. Ладно, понятно. Так что завтракали мы вдвоем с Ильей, которому в 8 на вахту. Погода категорически испортилась. Промозгло, ветер, мерзкий дождь. На палубе не разгуляешься. Лена разлилась широченным озером, местами и берегов не видно, особенно в такую погоду. По левому борту сквозь дождь и туман угадываются признаки большого промышленного города, принятого мной поначалу за Якутск. Но это еще всего лишь Мохсоголлох. Так как началась “дружественная” вахта Ильи со старпомом, заглянул к ним на мостик узнать обстановку. На вопрос: – Сколько осталось до Якутска? Сережа, подумав, ответил исчерпывающе: – Осталась херня. К обеду придем. В пол-одиннадцатого все-таки разбудил участниц, пора собираться. А в одиннадцать мы сели на мель. Танкер резко остановился и течением его быстренько развернуло поперек. Сыграли тревогу, по коридорам забегали ребята в спасжилетах. Ваня, у которого я пытался узнать, что стряслось, лаконично сообщил, что, вроде, сели, и попросил не выходить пока из каюты. Впрочем, суета быстро улеглась. Дали задний ход, вода вокруг забурлила, пароход поерзал, покрутился на месте, благополучно снялся и почапал дальше. Илья же охотно пояснил, что дело это вполне будничное. Лена тут разливается очень широко и потому фарватер мелкий, к тому же дно песчаное и течение все время перемывает песок туда-сюда. Так что достоверной лоции нет, идем на авось. Винты у танкеров типа “Ленанефть” убраны в специальные трубы, так что касание песка пузом опасности не представляет. Более того, когда машина дает задний ход, струи от винтов размывают песок под брюхом и пароход, в конце концов, снимается с мели. Вопреки Сережиным заверениям, после обеда мы никуда не пришли, а еще часов до четырех валялись в каютах, пока танкер шлепал под мелким холодным дождем по бесконечным широким разливам Лены. Понять, где мы находимся, нет никакой возможности – кругом вода. На левом берегу периодически просматриваются многоэтажки, трубы и прочие признаки цивилизации, но что это – Якутск или уже Жатай не разберешь. Зато в четыре Галина Сергеевна практически мгновенно вытолкала нас с парохода. К корме подошел катер и снял нас вместе с тем мальчиком Русланом, что грузился с нами в далеком Пеледуе. Мы не то, что с капитаном, даже с Ильей не успели попрощаться. Успели только рассчитаться “за обслуживание”, 1800 рублей, а “за проезд с вас капитан денег не взял”. Беготня с рюкзаками, и вот уже, без паузы, перед нами удаляющаяся корма ставшей родной “Ленанефти-2064”. Спасибо тебе, неразговорчивый Анатолий Александрович, добрый человек, хоть и вымотал ты нам всю душу в Пеледуе... В Жатае катер высаживает нас на неказистый причал и под моросящим дождем мы направляемся, как учила Галина Сергеевна, на остановку 109-го автобуса. Автобус на удивление быстро подходит и доставляет нас в самый центр Якутска, на площадь Орджоникидзе. Набитый автобус, большой суетливый город, все это создает знакомое тоскливое ощущение близкого окончания какого-то большого и хорошего куска жизни и возвращения к привычному существованию в искусственном муравейнике... Лишь умом понимаю, что у нас еще все впереди, и надо поскорее прощаться с Якутском. К тому же, Якутск, хоть и имеет историю, по крайней мере на первый взгляд не производит никакого впечатления – город и город, пятиэтажки, машины, светофоры, шум. По окраинам хрущобы, в центре помпезно-сталинский стиль. Провели мы тут минут сорок. Пока я караулил вещи на автобусной остановке, девчонки посетили пару окрестных магазинов и кассу аэрофлота, где выяснили, что на 2-е и 3-е билетов из Магадана нет никаких, а на 1-е есть, и довольно дешевые – по 15 т.р. Надо бы успеть. Но покупать билеты сейчас – слишком рискованно. Их и сдать-то будет негде, если что. Принимаем решение из Якутска валить. На 8-м автобусе приезжаем в речпорт, находящийся где-то на задворках. Никакой набережной как таковой в Якутске нет. А зря. Набережная очень украшает любой город... Не говоря уже про мост, слухи о котором ходят уже много лет – якобы даже существует проект. Но, думаю, ближайшие лет двадцать так и будет этот двухсотпятидесятитысячный город, столица огромной республики, отрезан от всех наземных путей сообщения. Летом – паром, зимой – зимник, а весной и осенью, в период ледостава и ледохода, – ничего. Совсем ничего. И каждый год по еще не вставшему или, наоборот, уже подтаявшему льду, в обход милицейских кордонов прорываются машины. И тонут в Лене, и гибнут люди. Дорога Жизни. А в жизни всегда есть место подвигу... А жить здесь и, тем более, работать на трассе Невер-Якутск это сплошной подвиг. В Норвегии, к примеру, строят многокилометровый тоннель на остров, на котором все население – рыбацкая деревушка жителей на сто... ну да мы не в Норвегии. Из предпринятой нами с Женькой разведки выясняется, что речпорт сугубо пассажирский, а автомобильный паром, необходимый нам как отправная точка автостопа, совсем не здесь, а километрах в десяти. Но зато отсюда через 10 минут отчаливает последний на сегодня пароходик “В.Рукавишников”, готовый за 150 р. с носа отвезти нас в Н.Бестях, на правый берег. После минутного колебания – хорошо все-таки, что мы не принципиальные автостопщики – бежим грузиться на него, оторвав Катерину от беседы с очередными внезапно встреченными немцами.
Песочек, солнце, вода в Лене теплющая. Давно мы так долго и самозабвенно не плескались, наплевав на проходящие совсем близко паромы и катера. На том берегу еле-еле виден Якутск, как призрак далекой и такой неуместной здесь цивилизации... Ужин приготовили на мини-костре из собранного по берегу плавника, очень пригодилась найденная поблизости железяка типа мангала – получилась замечательная плитка. Поскольку далекий обед на танкере для большинства участников был скорее завтраком, макароны с тушенкой разошлись вмиг, я по стопочке разлить не успел. К вечеру совсем стих ветер, и даже здесь, на пляже, появилась мошка. Но в терпимых количествах. А потом был закат, и мы снова купались в этом огромном озере с быстрым течением, и вся эта идиллическая картина в лучах заходящего солнца все больше убеждала меня в том, что смысл в жизни есть... |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
23 июля 2008 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Проснулись рано – начало припекать солнце, и в палатке стало душно. Как же здорово, вылезя наружу, сразу же окунуться в теплую ласковую Лену! Гнуса почти нет, можно даже позагорать, если долго не сидеть на одном месте. Спешить никуда не хочется, но нас поджимает время – впереди слишком много неизвестности... Возвращаемся к Нижне-Бестяхской пристани, но не вовремя – оба парома только что ушли, а машины с них, соответственно, разъехались. Так что ждать попуток на берегу смысла нет, отправляемся пешком по пыльной грунтовке в саму деревню.
Жарко. Проживающий в придорожных кустах гнус не дает остановиться, да и на
ходу мешает жить. К тому же, до деревни, похоже, довольно далеко и не
Наконец, доходим до домов. Первый же встречный житель
охотно объясняет, что дорога на Хандыгу, пресловутая “Колымская трасса”,
наверху на горе, и лучше по тропинке вскарабкаться прямо туда; по шоссе
обходить долго. Лезем в лоб на короткий, но довольно крутой склон. Прямо
Занимаем, на наш дилетантский взгляд, идеальную автостопную позицию у
выезда с завода. Полдень. Жарко. Решаем постоять еще час, а там думать,
До Чурапчи 160 километров и 3.5 часа езды, включая остановку на обед в
То, что мы недавно слышали о “диких якутах”, соотносится с реальностью
примерно так же, как описание ужасов империализма в советских учебниках
обществоведения с жизнью американского народа. Мы едем как раз по “якутской” Якутии,
Гена оказался очень приятным человеком, хотя и не слишком разговорчивым. В Чурапче специально отвез на противоположный край поселка, чтобы нам было удобнее стопить дальше. Не простояли мы там и пяти минут, уехали на следующей “буханке” с водителем Гаврилой, правда, всего на десять километров, дальше он свернул на покос. Дорога после Чурапчи совсем наладилась – хороший свежий грейдер.
Название Ытык-Кюель я помню с детства... Папа часто играл со мной в
города,
и я любил вдумчиво читать алфавитный список населенных пунктов в конце
большого атласа автодорог. И на всю жизнь запомнил название этого
Тут мы, наконец, слегка зависли. Дело к вечеру, местные “буханки” либо
ехали в ближайший магазин, либо пытались завести разговор о
деньгах. Таких мы вежливо отшивали. Ситуация осложнялась тем, что с дальнейшей
дорогой не все понятно. Раньше, судя по отчетам, паром через Алдан ходил
из Усть-Татты, но три года назад вроде бы отсыпали новую дорогу,
существенно ускорившую процесс попадания в Хандыгу. Но, похоже, даже
Наконец, ситуацию прояснили ребята из очередной “буханки”, завернувшей на
заправку, рядом с которой мы и расположились. Они едут на паром. До него
130 км. Ходит, вроде, до одиннадцати. Вот только нас, к сожалению,
Только начинаем подумывать о ночлеге, как появляется явно дальнобойный тентованный КамАЗ. Не успел водитель развести руками в том смысле, что четверых он забрать никак не может, как неожиданно для себя оказался убежден в том, что в его кабину четыре человека влезают легко. Мы, правда, не учли, что кабина у него без спальника, но не отступать же! Рюкзаки закидали в кузов: – Пыльно у меня там, ребята... – Не беда. Под недоуменным взглядом впихнулись на два сиденья и вперед. Познакомились. Водителя зовут Андрей, едет он из Якутска на 280-й км (от Алдана) забирать с базы группу каких-то геологов. Развлекал нас традиционными страшилками про медведей.
Дорога становится все лучше, а после Уолбы вообще
начинается идеально ровный новый грейдер. 85 км отсыпки по заболоченной
И вовремя, а то за два часа наши тела успели спрессоваться в какой-то единый
брикет. Разминаем руки-ноги, попутно знакомясь с геодезистами из
Хабаровска, едущими проектировать колымскую трассу. Паром – баржа
с буксирчиком – пришел через полчаса, и с него съехала первая виденная
нами в жизни машина с 49-м регионом – Магаданская область... Здоровый
В полдесятого наш КамАЗ взгромоздился на паром, заняв его практически целиком. Но все же туда еще впихнули две машины хабаровчан, а также местную семерку и ту “буханку”, что мы видели в Ытык-Кюеле. Отчалили. Идем по диаганоли против течения. Течение в Алдане быстрое, а буксирчик дохлый – кажется, что стоим на месте. До деревни на правом берегу, что была хорошо видна с самого начала, чапаем два часа, попутно наблюдая очередной красивый закат. Паромщик пытается нас обилетить: – А вы откуда? – С КамАЗа, – отвечаю гордо. – Что, все?! – Ну да. – И как вы там помещаетесь?.. А вот так.
Солнце село, но темно не стало. Ночи тут еще белые, к тому же лунища.
Андрей собирается ехать еще 100 км, до ручья “Чистого”, там ночевать.
Велик соблазн ехать с ним, но все же решаем, что резона гнать ночью
нет – норму на сегодня мы выполнили вполне. Да и с Алданом жалко
В полдвенадцатого, наконец, доползли до берега. 200 метров по галечному пляжу и снова начинается очень приличный грейдер. Километров через 10 Андрей резко сворачивает в какой-то съездик с огромными лужами. Да! Трехосный КамАЗ как раз подходящий транспорт для форсирования такой дорожки. Едем, наверное, с километр – нет, не то: – Там близко совсем было, завезу вас на фиг, – смеется Андрей. Возвращаемся на трассу, еще через пятьсот метров находим уже правильный съездик, сразу же выводящий на высокий берег Алдана. Выгружаемся. Рюкзаки наши не понять где чей – все под сантиметровым слоем пыли. Долго благодарим Андрея, он спрашивает, сколько времени. Ровно полночь. Потом мешкает пару секунд, видимо, раздумывая, не остаться ли с нами самому. Но мы промолчали, и он решается: – Ладно, еще поработаю.
Привычно быстро ставимся, разведываем спуск к воде. Вода в Алдане, как
и в Лене, очень теплая. Но в воздухе как-то уже прохладно – ночь – купание
откладываем до утра. Комары есть, но в умеренных количествах.
Можно даже существовать без сеток. Не обошлось, конечно, без нескольких
Да и день выдался длинный, утром в Бестяхе он все никак не хотел толком начинаться, зато потом обернулся такой чехардой впечатлений – пять машин одна за другой, паром... Колыма. Алдан блестит под луной... Где это мы?... |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
24 июля 2008 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Утром опять жара. В 8 часов находиться в палатке уже невозможно. Часа два предаемся ставшему таким привычным в Якутии пляжному отдыху. И зря. В результате, прозевали весь трафик с приходящих утром паромов. А следующие придут только вечером. Эту новость сообщила приехавшая прямо к нам в лагерь семья из Хандыги. Приехали они, когда мы уже почти собрались, повытаскивали из своей “буханки” всякие надувные принадлежности для пляжного отдыха и расположились капитально, на целый день. Пообещали, если мы до вечера не уедем, на обратном пути подбросить.
Пока мы прощались с новыми знакомыми да одевали рюкзаки, по дороге
проехало еще что-то большое. И тишина. До Хандыги 18 км, идти пешком
В общем, расположились мы в тенечке на обочине и приготовились ждать долго. Изучили ближайший километровый столбик – после Алдана цифры резко изменились и стали похожи на правду: в одну сторону 411 – это то, что мы проехали вчера, в другую 1623 – это, видимо, уже до Магадана. Итого весь Колымский тракт 2034 километра.
На выезде из Хандыги мы просидели часа полтора, вместе с еще одной
Уехали мы все на очередной “буханке” с двумя мужиками. Причем они
Везущая нас “буханка” совсем новая, отечественный автопром
может спать спокойно – альтернативы этим машинам в Якутии нет. Как говорится,
российским дорогам – российские автомобили. Мы поинтересовались, почему
В 14-15 нас высадили в Теплом Ключе у магазина, еще раз пообещав забрать
часа через два, если не уедем раньше. Тут же случилась интересная встреча –
к магазину подъехал древний-древний “москвич” и пожилой бородатый человек
Часа полтора пролетели быстро – магазин, кран с водой, где можно умыться,
Пока мы радостно в нее загружались, мужики закупались в магазине. Вернулись с гостинцами. Вручили всем нам по сочной груше: – А тебе хотели банан подарить, да не было...
– Не найдете, заросло там все. Говорят, что более-менее сохранились только те лагеря, что далеко от трассы. Те, что у дороги, НКВД-шники, как и СС-овцы, уходя, сжигали. И за 50 с лишним лет тайга скрыла следы. Впрочем, сама Колымская трасса, по которой мы едем, и есть сплошной лагерь уничтожения...
После Теплого Ключа дорога становится поуже, но качество все равно
Ручей, действительно, чистый и холодный. В случае необходимости тут вполне
можно заночевать, но впереди-то горы! Совсем близко! За час проезжает
– Да спасибо, езжайте! Мы к вам не поместимся. – Поместитесь.
Сколько же на свете хороших людей. Упихиваем рюкзаки в багажник, раздвигаем
какие-то коробки и снова едем. Сразу же начинаются горы, подъем на перевал
Едем мы как с экскурсией. Валентин – так зовут водителя – все время что-то рассказывает, в интересных местах останавливается, чтобы мы могли посмотреть и пофотографировать. Сказка какая-то! Сам он возил детей к бабушке в Якутск и теперь возвращается домой в небольшое село около Оймякона. Говорит, сейчас сушь – через Кюбюме переехать не проблема. Но бывает, что и по 3-4 дня приходится стоять, ждать пока спадет вода.
Здесь же пока дорога в на удивление хорошем состоянии. Видно, что за ней
следят, подсыпают, заменяют сгнившие деревянные мостики на новые
бетонные. Хотя и деревянных еще осталось предостаточно – через
Делаем большой привал у окультуренного родника, незамерзающего, как говорят, и в
пятидесятиградусный мороз. Валентин кормит детей, мы набираем воду,
фотографируемся. Ночевать он планирует после прижимов, поэтому просим
высадить нас где-нибудь в красивом месте, в идеале – между Желтым и Черным
Дорога выходит на берег Восточной Хандыги и вскоре начинаются
прижимы. Первый – Ласточкино Гнездо. Происхождение этого романтического
названия вполне колымское: тут было гнездо пулеметчика, расстреливавшего
бегущих зеков. Проезжаем поселок Развилка и поворот на Нежданинское – прииск, который
непрерывно перекупают друг у друга Алрос, Норникель и кто-то еще.
В поселке вроде бы кто-то еще живет, но в целом цивилизация закончилась
Наверху, естественно, останавливаемся и прямо оттуда присматриваем
впереди заманчивую галечную отмель на берегу Хандыги, за мостиком через ручей.
Просим Валентина нас там высадить. Немного жалко отпускать машину, едущую
Ночевка у нас королевская! Прямо на берегу Восточной Хандыги, с видом
на весь Желтый прижим. Вокруг настоящие горы. И вечер выдался по горному
довольно прохладным,
Желтый прижим это где-то 610-й км от Алдана – проехали мы сегодня всего 200 километров, но при такой плотности красот это вполне достаточно. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
25 июля 2008 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
О тяжелый колымский автостоп! Только мы уселись завтракать, наслаждаясь теплым солнышком и обсуждая, что Черный Прижим мы, для полноты ощущений, пойдем пешком, как появилась машина, грузовичок японского происхождения. Видели мы ее издалека – с места нашей ночевки просматривается весь прижим – и стопить не собирались, ибо ехать были совершенно не готовы. Застопилась она сама, и два мужичка начали шустро к нам спускаться. Девчонки бросились одеваться, поскольку только что вылезли из речки после утренних процедур – погода по-прежнему жаркая. Водитель, Виталий, и его попутчик сами предложили нас подвезти, едут они в Томтор – вторая машина подряд идет на Полюс холода! – Спасибо! Но мы не готовы, только завтракать сели. Нам еще собираться... – Ничего, мы подождем. Чаем напоите? Сумбурно собираемся, попутно знакомясь с ребятами. Где-то этот грузовичок с затянутым синим полиэтиленом кузовом мы определенно видели! Потом выяснилось, что и они нас заприметили еще в Н.Бестяхе.
Полиэтилен сдвинули, под ним оказалась гора каких-то коробок и рулонов
Сразу же начался Черный Прижим. Думаю, из кузова он смотрится даже лучше, чем если идти пешком. Дорога не слишком широка, и, когда за правым бортом виден только обрыв к текущей где-то далеко внизу речке, и при этом грузовик, болтаясь из стороны в сторону, на приличной скорости вписывается в крутые повороты, острых ощущений хватает вполне. Дальше на дороге начался масштабный ремонт, согнано много мощной техники, скреперов. Мост через Сатарын разобран, объезд вброд. Неглубокий, но с большими каменюками. На легковой я бы туда, наверное, не сунулся. Да и не видно что-то стало на дороге легковых. Все “буханки” да КамАЗы.
Постепенно забираемся на перевал, и там нас неожиданно тормозит паренек
с рацией, просит подождать, потому что дальше французы снимают фильм
С перевала спускаемся к речке Кюбюме и устраиваем большой привал. Виталий
с другом пытаются рыбачить, они очень хотят угостить нас хариусом. Мы же
пока купаемся – очень жарко – и организуем обед. Рыбалка не задалась, зато
удался Женькин борщ, нахваливали его долго. К борщу Виталий вытащил бутылку,
Мы, тем временем, принимаем ответственное решение ехать с ними в Томтор,
ну просто грех упускать такую возможность! Заедем, а там видно будет.
После обеда едется веселее, распеваем песни под хлопанье полиэтилена.
Сейчас стоит великая сушь, воды в реке очень мало и брод несложный. Но
Сам же Кюбюме на том берегу производит удручающее впечатление. Еще за обедом Катька спросила Виталия: – А в Кюбюме столько жителей?
Теперь мы это видим воочию. Брошенные каменные дома без стекол, одинокая труба, торчащая из развалин котельной...
Дорога – а это уже настоящий, старый, Колымский тракт – стала не особо хуже.
Деревянные мосты пока живы, хотя и выглядят страшновато. Особенно длинный
мост через Агаякан. Река бурная, посильнее Кюбюме. Если этот мост рухнет,
В Томтор приезжаем в 9 вечера, тут еще и время на час вперед. Нас встречает надпись “Добро пожаловать на полюс холода” и соответствующая стела, которую мы много раз видели на фотографиях в отчетах. Виталий отвозит нас на речку за деревню, в приятный светлый лесок. Оставляет все свои телефоны в Томторе и Усть-Нере, велит звонить “если что” и уезжает. Мы быстро забираемся поглубже и находим полянку с умеренным количеством комаров и совершенно неумеренным количеством голубики. Разводить костер в таком лесу одно удовольствие – дрова валяются под ногами и растут на деревьях, причем идеальные. Почти на каждой лиственнице внизу сухие ветки, отламывающиеся легким движением руки. Так что ужин приготовился за полчаса, но сперва всем пришлось заставить себя залезть в холодную речку – за день в кузове мы пропылились насквозь. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
26 июля 2008 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Ночью неожиданно прошел дождь, пришлось экстренно застегивать нашу раскрытую из-за духоты палатку. Но утром опять солнце и жара. Ну и жара же на этом полюсе холода! А речка холодная, можно только окунуться, да и комары не отстают. Возвращаемся с километр по пыльной дороге с коровами к стеле “Полюс холода северного полушария. -71.2”. Угу. А сейчас явно за 30. Катерина плохо переносит жару, пытается смачивать майку и панаму водой, но все это моментально высыхает. От солнца спрятаться практически негде, единственная тень – от этой самой издевательской стелы.
Кроме “холодной стелы”, на небольшом пятачке вокруг расположен довольно
своеобразный набор памятников. Например, венгру-коммунисту – вот ведь
Сам поселок Томтор выглядит, как водится, удручающе. Полуразвалившиеся дома, пыльные улицы, останки сгоревшей гостиницы. Пытаемся, напрягая воображение, представить, как здорово жить в этих хибарах, когда на улице -70 градусов...
Вымирающим, однако, Томтор не кажется. Бегают дети. Есть несколько магазинов, на почте
Но местные жители уже окружили нас заботой. Общими усилиями дозвонились
до Марии Поликарповны, учительницы из местной школы, организовавшей
силой своего энтузиазма в этой школе музей русских писателей, сидевших
в Оймяконском районе. Она специально для нас открыла школу и около часа
В сталинские времена Томтор был важным узлом на Колымской трассе. В войну через местный аэропорт, от которого сейчас остались одни развалины, перегоняли ленд-лизовские самолеты, сотни в день.
Нет, что ни говори, а в Томтор мы заехали не зря. Как все-таки здорово,
Позвонили вчерашним знакомым, Виталию с Сашей, они тут же подошли поболтать.
Надо бы нам как-то отсюда выбираться, прорабатываем варианты. Сплав
Смиряемся с тем, что надо нам возвращаться в Кюбюму. У магазина разгружается
КамАЗ с контейнером. Выясняется, что его водитель – Владимир – в прошлом
году подвозил Никиту, того самого, с которым Катерина познакомилась
перед нашим отъездом и от которого были почерпнуты основные сведения про
Пока же перетаскиваемся обратно по жаре к “полюсу холода”, прячемся от солнца
в узенькой тени стелы. Время идет, тень поворачивается, мы переползаем
вслед за ней. В Кюбюму никто не едет. Машин довольно много, местные
УАЗики снуют туда-сюда. Кто на сенокос, кто с сенокоса. Устали бегать на
Дважды мимо проехал Виталий. Сначала отвез детей на сенокос, а потом
отправился на свою ферму, где держит лошадей. Звал с собой. Это 60 км
дальше по старой трассе. Соблазнительно! Я даже дернулся было на эту
авантюру – а вдруг это наш шанс! Шанс прорваться-таки на Кадыкчан, ведь там
Тем временем стало вечереть и пришло понимание, что никуда мы сегодня
не уедем. Ну кто ж попрется в Кюбюму на ночь глядя.
В семь решили идти ночевать. Но, для разнообразия, не на нашу
мелкую речку, а на большой и широкий Куйдусун, что еще на километр-полтора
На ближайшем к Томтору берегу стоянка есть, но сильно разъезженная и видно с дороги. На противоположном вроде получше, но, пока я гулял-смотрел, проходившая мимо женщина поведала девчонкам, что там давеча раз пять видели медведя. Как-то, прямо скажем, стремно. К тому же везде жуткие комары. Поколебавшись, принимаем решение от добра добра не искать, и возвращаться на вчерашнее место. К неудовольствию подуставших участниц, топаем обратно с километр, из последних сил отбиваясь от свирепеющих к вечеру насекомых. Вернувшись, сразу же понимаем правильность решения – комаров тут на порядок меньше! Можно спокойно ужинать без накомарников. Да и лес намного симпатичней. Стопочки, лучок, банка горбуши... Отужинали и, как говорится, на горшок и в мешок... |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
27 июля 2008 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Встали пораньше, в полдевятого. Рекордно быстро, за час, собрались. Оказывается, Катьку задело мое замечание, что за час собраться нам слабо, и она между делом доказала, что не слабо! Ну то, что опять пекло, и говорить нечего. Понятное дело, полюс холода. Тащимся надоевшим томторским маршрутом к стеле. На это раз занимаем позицию чуть дальше, в условном теньке жидких загаженных коровами кустиков. Сидим. Картина та же. Изредка мимо пылят уже знакомые “буханки”, но все с локальными целями. Томтор оказался ловушкой. Устав глядеть на безжизненные окрестные сопки, начали даже писать втроем пулю, Катерина же занялась немецким – последнее средство, раньше помогало! Но не сейчас. Очень жарко, хочется пить. Идем с Катькой в деревню за водой. К удивлению, обнаруживаем там открытый, несмотря на воскресенье, магазин. Хоть соку можно купить. Тут же и воды дают набрать в котелок, а то и это проблема – вода в Томторе привозная. А на крылечке магазина натыкаемся на объявление: “Кто желает уехать в Якутск 27-го июля, звонить туда-то.” Аналогично про 28-е и 29-е. Что-то вроде такси. Продавщица говорит, что до Якутска цена 3-3.5 тысячи, до Кубы – как договоришься. Ну что ж, уже легче. Появился аварийный вариант. На обратном пути обсуждаем, что если сегодня с автостопом труба, завтра поедем за деньги.
Варим супчик, обедаем. Машины совсем перестали ездить.
Не выдерживаем, и снова идем с Катериной в деревню с намерением звонить
таксистам, раз такие дела. И тут нам очередной раз везет на хороших людей.
В магазине “Хозтовары” знакомимся со словоохотливой “тетей Валей”,
которая берет над нами шефство. Звонить таксистам отговаривает, поскольку
Вроде, лед тронулся. Приободренные, возвращаемся к своим. Настроение не
Тут же, на волне успеха, стопится еще одна машина, набитая шумными якутами (или эвенами?). Из многоязычного гомона удается понять, что с ними едет водитель другой “буханки”, который сегодня собирается в Хандыгу и обещает за нами заехать. То пусто, то густо. Тут же со стороны Кубы проходит бензовоз, видимо, тот самый, о котором говорила тетя Валя. Он оказывается Уралом с бочкой в кузове, за бочкой есть еще немного места для рюкзаков. В принципе, есть шанс в него влезть...
Еще раз навещаем тетю Валю, докладываем об изменениях в обстановке. Она
С этой “буханкой” как-то непонятно. Мы не против и денег дать, лишь бы уже уехать, но неясно, как себя вести. Проходит еще часа три. Никто что-то не едет. Подкрепляемся “бутербродами по-томторски”: на разрезанные вдоль огурцы намазывается кабачковая икра из купленной в магазине банки. Очень неплохо. Наконец, где-то в полвосьмого, объявилась та “буханка”. Мужик какой-то несимпатичный, или это мы уж очень избаловались... – Ого, вас четверо! Я думал двое... – Да мы маленькие! – Не, не поместитесь, – а машина-то пустая. – Да что Вы, поместимся! – Ну, и сколько башляете? Пауза. – Да мы вообще-то автостопом, нас так, по пути подвозят... – Да? А у меня резина слабая. Вам большую машину надо, вот в восемь КамАЗ с Куйдусуна пойдет.
– Кто такие? Сбивчиво объясняем, мол, то да се, туристы из Питера... – Ну и куда я четверых-то возьму? Да еще с вещами? – Так вещи в кузов. – Там пыльно. – Не беда! – Нет. Не пойдет. А давно сидите? – Второй день. – Ладно, давайте быстро.
В общем, по-деловому и без лишних слов. Водитель, Слава, полез в кузов.
Слава, в отличие от большинства ранее встреченных водителей, оказался не
очень разговорчивым. На наши обычные попытки поддерживать разговор вопросами
типа “а как тут зимой?”, “а медведей тут много?”, “а какой у вашей машины расход?”
– Скоро на метеостанцию заедем чаю попить, там и поболтаем. Ехать на здоровенном Урале это совсем не то, что на “буханке”, каждый крутой спуск, резкий поворот – тяжелая работа. Расход у него, кстати, доходит до литра на километр. Особая статья – такие хлипкие на вид деревянные мосты. Ведь официально дорога не существует, и за ними никто не следит. – А не страшно по таким мостам ездить? – не удержалась Катерина.
И прозвучало это совсем не так пафосно, как может показаться. До метеостанции на Агаякане добрались часам к одиннадцати. Чувствуется, что заезжает сюда Слава “чайку попить” испокон веку. Он тут и снабженец, и почтальон и все прочее. И то, что сегодня он заехал не один, а впятером с совершенно незнакомыми людьми, не вызвало у хозяев даже намека на какое-то недоумение. Просто поставили еще четыре чашки на стол, да колбасы нарезали побольше.
Живет на станции сейчас три человека – муж и жена, Рома и Наташа, и молодой
парень Андрей. А также кот, из-за которого Кате пришлось пить чай на
Рома с Наташей живут тут уже пять лет, родом они из под Новосибирска и завербовались на Колыму не от хорошей жизни. Государство выдает им какой-то минимальный паек – консервы, крупы и что-то там еще. Все остальное – натуральное хозяйство. В парнике огурцы, кабачки и все такое. В прошлом году даже арбузы выращивали. Вокруг тайга – охота, рыбалка. “Ну, когда за пятьдесят, мы стараемся на улице особо не гулять, но капканы все равно обойти надо.” Производят, гады, впечатление вполне счастливых людей! Даже рискну предположить, что так оно и есть на самом деле...
До Кюбюмы осталось 60 километров. Почти совсем стемнело. На дорогу, в свет фар, то и дело выбегают маленькие зайчата. – Вот уроды! – возмущается Слава. – Правил не знают, дорогу переходят без родителей! И тормозит свой огромный Урал перед этими крошечными созданиями. Часа в два ночи впереди замаячил одинокий огонь – фонарь на заправке в Кубюме. Остовы полуразрушенных домов в лунном свете выглядят особенно зловеще. Урал не УАЗик, реку бродит ниже моста, там, где она течет одним руслом. Но воды мало, и сейчас тут тоже неглубоко. – А бывает и по капот... – Вот было бы интересно посмотреть! – живо откликнулась Катерина. – Не приведи бог. – ответил Слава очень серьезно. Как в старом анекдоте, не надо путать туризм и эмиграцию... – В большую воду можно только на груженой, пустую унесет на хрен. Выгружаемся прямо на берег реки. Рюкзаки, что были привязаны на бочке, почти не пострадали. Те, что лежали в кузове, покрылись таким слоем пыли, что и не разобрать, где чей. – Прямо жалко вас тут бросать, – сокрушается Слава. – Возьмите хоть хлебушка. Долго прощаемся, благодарим, успокаиваем, что нам, мол, не привыкать. Наконец, скрежет Урала затихает в темноте, и мы быстро, за пятнадцать минут, ставимся почти на дороге. По стопочке и спать, ужин сегодня был на метеостанции. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
28 июля 2008 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Нас тут помнят: – О! Это не вы пару дней назад в кузове проезжали?
А то кто же. Стоит знакомый Урал – Слава вчера не далеко уехал. Вскоре
подтягиваются еще два бензовоза, собирается веселая компания. Все неспешно
Кроме двух ребят, на заправке проживают две добрые собаки. Одна отдаленно напоминает овчарку. У Женьки дома осталось похожее существо по имени Кузя, и Кубюмешной псине достался весь накопившейся за эти недели запас нерастраченной нежности... Вторая недавно родила очаровательных щенят, которых мы долго тискали, нервируя маму.
Пока пили чай да чинили компьютер, подъехал УАЗик. Мужика из него мы вчера видели, он искал свою сбежавшую собаку в районе метеостанции. Собаку нашел, теперь возвращается домой, на прииск Баракан, что километрах в двадцати не доезжая Эльги. Наконец-то попутка. Мужик едет один, нам не отказывает: – Только чаю попью, колесо сделаю и поедем.
Тем временем собрались уезжать бензовозы, повторно прощаемся со Славой,
Первые 80 км от Кюбюме идет идеальный грейдер, только пылища висит неоседающим шлейфом, да жара жуткая. Где-то в неприметном месте водитель свернул в сторону, проехал метров двести, остановился:
Стоит деревянный крест. – Не надо фотографировать. Такие вещи не фотографируют. Вскоре остановились на ручье обедать. Водитель наш оказался украинцем, уехавшим на Колыму с родителями еще ребенком, лет тридцать назад. Имя его мы, к сожалению, не запомнили. Со своей стороны он предоставил тушенку и хлеб, мы же организовали костер и сварили макароны, попутно купаясь в ручье.
В каком-то узком месте из-за кучи щебня прямо перед нами выруливает
гусеничный экскаватор и долго тащится впереди, не давая себя обогнать.
– Вот это ваш материковый менталитет, – замечает наш водитель довольно беззлобно. Выгружаемся у поворота на Баракан где-то в полседьмого. Водитель долго нас напутствует: – Через семь километров база дорожников, через 18 – мост через Селерикан. От него до Эльги еще 3-4 км. Там надо не к мосту недостроенному соваться, а влево свернуть, к артельному катеру. Он переправит. И напоследок: – Пойдете пешком, вряд ли кто подвезет. А ночуйте лучше у дорожников. Медведей тут полно. Одеваем рюкзаки, идем вперед. Пустынно, тайга. Жутковато. Высматриваем медведей. Они, как известно, запах крови чуют очень издалека. И наличие в нашем коллективе трех девушек заметно увеличивает риск встречи. Так что на душе довольно неспокойно, особенно у некоторых участниц. Но не прошли мы и километра, как нас нагнал КамАЗ-самосвал: – Да я тут недалеко... – Ну хоть сколько-нибудь провезите... – Залезайте. Класс! На самосвале мы еще не ездили! Перемазавшись по уши, залезаем в кузов. КамАЗ проезжает несколько километров и сворачивает на базу дорожников. Только начинаем вытаскивать рюкзаки, как слышим: – Да вещи пока оставьте! Я вас сейчас дальше отвезу, до Селерикана. Чайку пока попейте.
Обнаглели мы в конец. Не чинясь, идем пить чай с вкусным вареньем в бытовку.
Тем временем заглядывает Петр, водитель КамАЗа: – Ну что, готовы? – Конечно! – Поехали. Едем дальше, но уже в кабине. Петр – очень живописный товарищ с беломориной в зубах: – Я бы вас до Эльги довез, да мне людей надо забирать... – Что вы, что вы! Мы дойдем! Спасибо. Переезжаем Селерикан, оказавшийся довольно скромной речкой. Петр притормозил было, а потом снова поддал газу: – Ладно, провезу еще немного. Я открыл рот, чтобы сказать: “Что вы, не надо...”, но получил локтем в бок от Катерины, закрыл рот, и мы доехали почти до самой Эльги.
Выгрузились на развилке. Налево – причал катера, прямо – строительство
моста, где, по последним данным, тоже есть то ли паром, то ли понтон.
Катер, по словам того украинца из Баракана, будет утром. Мостостроители должны еще работать, так что решаем идти к мосту. Но даже оставшиеся пятьсот метров пройти пешком нам не дали. Не успели мы попрощаться с Петром, как подъехал еще один КамАЗ с тремя жизнерадостными армянами на борту: – Куда путь держим? – Да мы к мосту, а вам куда? – Мы на переправу. – А, ну ладно тогда. – Как это ладно? Мы и к мосту отвезем! Снова карабкаемся в кузов, а выскочившие из кабины армяне стараются всячески помочь девчонкам в этом деле, причем не только советом. Через две минуты приезжаем на берег Эльги, с некоторым трудом прощаемся с армянами. Они разворачиваются и нехотя уезжают. Идем с Катериной на разведку.
Картина такова. От моста готовы только несколько опор. Центральную, на отмели
Тут нас уже встречал прораб отряда мостостроителей: – Здравствуйте! Как бы нам на тот берег попасть? – Да легко. Сейчас лодка будет. Вот мы и на Эльге, про которую столько читали... Река не выглядит особо внушительно, длина строящегося моста триста с чем-то метров. Таких мостов в стране тысячи, но этот строят всем миром. Двадцать первый век на дворе, а целый край с замиранием сердца ждет, когда же этот несчастный мостик соединит их, наконец, с материком...
Даже сейчас, в малую воду, пройти Эльгу вброд сможет разве что Урал. По
словам прораба, артельные иногда ездят. Мост в этом году, конечно же, не
Вскоре с того берега приходит моторка. Просим паренька: – Перевези нас, пожалуйста! – Не знаю... Только если начальство разрешит... Начальство же в это время уже интенсивно машет ему: – Эй! Отвези туристов!
Пока мы с Катькой ходили-выясняли про транспорт до Усть-Неры, Ленку с
Спустится к воде тут не просто, но все же купаемся – уж очень мы грязные
после всех этих самосвалов, – рассудив, что подзорных труб у строителей
Стоянка у нас не только с видом. Опору сегодня заливают всю ночь – непрерывный цикл – и всю ночь нас радовали всевозможные звуки стройки, а также разносящаяся над рекой приятная музыка семидесятых годов – Челентано, Джо Дассен. Надеюсь, медведи ее не любят. Впрочем, после вчерашнего недосыпа, нам мало что могло помешать. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
29 июля 2008 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
“Здрасьте!” – “Здрасьте!”, “Кто такие?”, и вот уже нас рассаживают аж
в два КамАЗа, едущих километров на сорок вперед, до поворота на
С водителем завязался традиционный разговор насчет медведей: – Совсем обнаглели, чуть в домики к нам не заходят! – Да, – говорю, – нас вчера пугали. Мы специально ночевать встали прямо рядом со стройкой. – Вот там-то они и шарятся, помойки инспектируют. Недавно совсем видели. – И даже грохот их не отпугивает?! – Да плевать они на него хотели. Да-а. Хорошо, что мы не вчера это услышали. А то могли и не выспаться.
Через 40 км стройка кончается и мы выезжаем на старую дорогу. Снова
появляются километровые столбики. Нас провозят еще километров десять,
до какого-то карьера, и высаживают. Тут же откуда-то появляется
И очень удачно, что нас так обслуживают, ибо трафик на дороге отсутствует. За эти полтора часа, что мы ждали нашего благодетеля, прошла одна машина. Около часу дня подкатила уютная “буханка” со столиком внутри, и мы помчались. До Усть-Неры осталось всего 66 км, через красивый Ольчанский перевал, где нам дали вдоволь пофотографировать.
На волне успеха мы сразу же побежали на противоположный выезд, в надежде
Наконец, остановился здоровенный МАЗ с прицепом: – Не, четверых не возьму. Куда я вас дену? Привычно канючим: – Да мы маленькие, мы так уже ездили... – Ладно. Рюкзаки в кузов, сами набиваемся в кабину – она у МАЗа не такая уж и маленькая, со спальником, куда вполне помещаются двое. Поплелись. Знакомимся с водителем Валерой. К этому времени у нас уже выработалась для такого случая речовка типа: “Здравствуйте! Меня Катя зовут, а Вас как? Мы из Питера, путешествуем. Сначала на поезде до Таксимо, потом автостопом до Бодайбо, потом на сухогрузе по Витиму, потом на танкере по Лене...”, ну и так далее. Плюс серия вопросов про медведей, суровый местный климат, расход топлива данного автомобиля и еще пяток в том же духе.
Валера – человек немолодой, хорошо помнящий советскую власть и
ностальгирующий по прежней Колыме, когда люди были другими, и
“машину открытую можно было на дороге оставить, а через неделю забрать
Вообще, картина, по сравнению с Якутией поменялась разительно. Все-таки
даже на Полюсе Холода земля выглядит обжитой. Несмотря на
нечеловеческие условия, люди жили там, живут, и жить собираются.
Растят в парниках огурцы, разводят коров, практически всем необходимым
себя обеспечивают. На Колыме же – все временщики. Никакого сельского
хозяйства, только жуткий перелопаченный драгами пейзаж вокруг.
Валера провез нас километров сто, и высадил у поворота на Победу. В кабине
– А со мной переночуете, я завтра специально ради вас по Теньке поеду! Звучит, конечно, заманчиво. Про то, что Тенька гораздо живописнее основной трассы, мы слышали и раньше. Но нам уже, похоже, не успеть. Машин там нет, и если с этим КамАЗом что случится, будет не выбраться. Так что сходимся на том, что мы ночевать в Артыке все же не будем, попробуем уехать дальше, а если не уедем, то утром придем к Валере – он собирается ехать в 6 утра.
В полумертвом Артыке Валера высаживает нас у поста ГАИ и обстоятельно объясняет, как найти его домик. Предпринимает последнюю попытку зазвать к себе, но мы опять твердо отказываемся. Взяли мы себе за правило ночевать самостоятельно, во избежание...
Времени уже 9 вечера, поэтому, проторчав у поста с полчаса, начинаем
думать о ночевке. Судя по карте, километров через пять-шесть близко к
дороге должна подойти речка Нера. Выдвигаемся туда пешком. Получился,
пожалуй, самый большой пеший переход – мы успели протопать километра
На предложение познакомиться, водитель скромно сказал: “Валера”, чем
вызвал приступ идиотского смеха. Посмотрел он на нас, как на сумасшедших,
пришлось срочно объяснять, что просто сегодня нам везет на Валер.
– Да подождите, сейчас до пятака доедем, там удобнее, – отрезал Валера.
Не успели мы доужинать, как первый раз за столько дней пошел дождь. Пришлось скомкать культурную программу и спешно залезать в палатку. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
30 июля 2008 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Ставим тент прямо у дороги, собираем мокрую палатку и перебазируемся туда. Сидим. Машин нет. Холодно. В сторону Неры проходит пара бензовозов, а в нашу – ничего. Начинаем даже думать, не разлился ли тот ручей, что вчера переезжали вброд, и не заблокировал ли движение совсем...
Рюкзаки кое-как впихнули в багажник. Катька залезла назад, между объемистой теткой и непрерывно пьющим пиво парнем. Мы же втроем втиснулись на два сидения, вдавив в дверь девицу Катю, смотрящую кино. И понеслась...
За рулем мужик совершенно блатного вида, рядом с ним аналогичный
сосед. Вся компания едет из Усть-Неры прямо в Магадан – нам везет!
Топит это Хайс по мокрой раздолбанной грунтовке дай боже, только
Боковые стекла машины грязные, не видно вообще ничего. Только экран с идиотским фильмом перед носом. Но зато мы несемся вперед, нагоняя упущенное время. Так что жаловаться грех. Не совсем понятно, автостоп это, или же с нас попросят денег. Видно, что тетка и парень на заднем сиденье с водителем незнакомы, и едут как бы на такси.
На каком-то длинном мосту водитель устраивает привал. Здесь та же традиция, что и
Отойдя чуть в сторонку, устраиваем совещание. Как-то неинтересно и
неспортивно нестись так до Магадана, за восемьсот километров не увидев
ничего... Я предлагаю вылезти в Сусумане, но опасаюсь, что Катерина,
которой больше всех надо быть 2-го в Питере, не захочет рисковать. К
счастью, мои опасения не оправдались, и предложение было принято единогласно.
– Дело ваше. Смотрите, мы в Магадан едем... Но мы уже приняли решение. В Сусумане мы часов в пять. Останавливаемся у кафе “Петрович”, мужики выгружают наши шмотки. О деньгах никто не заикается, даже обмениваемся телефонами – мол, будете в Питере, звоните... В целом, ребята нас очень выручили.
Раз уж мы оказались у кафе, то там и обедаем, очень приличный обед на
четверых обходится рублей в 600. Настроение улучшается, да и вообще
Снова выходим на трассу. И снова не клюет. Проходит пара бензовозов, не останавливается. Зато останавливается кран. Это что-то новое, на кранах мы еще не ездили. В водителя Юру мы влюбились с первого взгляда, удивительно обаятельный человек! И хотя едет он по трассе всего десять километров, потом сворачивает, без колебаний побросали рюкзаки на платформу крана и полезли в кабину. За эти десять километров мы успели и познакомиться, и рассказать о нашем путешествии, и получить массу положительных эмоций. Бывают же такие люди! А на прощанье Юра подарил нам шоколадку...
Пока мы стояли дальше у поворота на какой-то очередной прииск, с этого
И тут из-за поворота выползло знакомое чудище! Тише едешь – дальше
будешь. Пока мы сидели полдня под дождем, а потом неслись сломя голову на
Хайсе, Валера Третий на крейсерской скорости 30 км/час нас догнал.
Это судьба, лезем к нему в уже знакомую, чистую и опрятную до отвращения
кабину. Он едет 100 км – до Ягодного, там у него дом. Эти 100 км заняли
3.5 часа, за это время нас, конечно, обогнало несколько привлекательных
Зато мы, наконец, увидели живых медведей. Здесь, где, казалось бы, уже началась цивилизация и шансы на это минимальны. – Смотрите, смотрите! – заорал Валера как ненормальный. Дорогу шустро переходил пестун и совсем маленький медвежонок. Видели мы их издали, при нашем неспешном приближении они, конечно же, давно уже скрылись в кустах. Очень правильно наблюдать медведей из кабины огромного Fuso. Чувствуешь себя как-то уверенно... В кабине у Валеры тепло и уютно, как дома. Да и он обрадовался нам, как родным. Всю дорогу что-то рассказывает. Говорит, что раньше тоже работал на КамАЗах, соляру возил, а потом решился и купил этот Fuso. И что пока доволен, на КамАЗе ездить – из-под КамАЗа не вылезать. А этот, хоть и старенький, работает и работает. И Валеру кормит. Нахваливал Валера свой родной городок Ягодное, мол, не похож он на всю остальную разруху. Мол, и чистый, и красивый. Посмотрим... А вообще вымирает Колыма, все или в Магадан тянутся, или на материк, если возможность есть. Здесь все больше народ вахтовым методом остается работать, отправив семьи куда подальше... В одиннадцатом часу приближаемся к Ягодному. По нашей просьбе, Валера высадил нас за 6 км до города на ручье с символичным названием “Последний”. Что ж, завтра выяснится, какой он последний... Место не очень, рядом ночуют два бензовоза, площадка у воды довольно плотно загажена. Но нам это уже не очень важно, быстро ставимся, варим макароны и спать. Решаем завтра встать в 7 утра и рвать когти в Магадан. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
31 июля 2008 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Встаем действительно в 7 утра и собираемся за 50 минут. В голове болтается мысль: “неужели и правда последний раз?” Семь расстановок еще не опробовано... Чего меньше всего хочется, так это возвращаться домой. Пока собираемся, Катерина бегает к бензовозам, но те брать отказываются. И неудивительно, тут уже может случиться ГАИ, а бензовозам брать пассажиров запрещено. Другого транспорта что-то не видать.
Сидеть на ручье “Последний” не хочется, идем пешком в Ягодное,
надеясь, что там будет лучше. Еще, теоретически, из Сусумана должен
ходить автобус, но это уже совсем на крайний случай. Проходим километра
четыре, под очередные жизнерадостные Женькины истории. Поднимаемся на
За все время мимо проехало несколько УАЗиков, никак не реагирующих
на наши недвусмысленные жесты. Остановилась лишь “Нива” с полностью
заваленным задним сиденьем – не влезть никак. И только под самым
Ягодным нас подобрал автобус, везущий вахту с прииска. Провез
Городок Ягодное нам действительно понравился, не зря Валера хвастался.
Часам к 10 утра выбираемся на бензоколонку на выезде из города.
Располагаемся под щитом “Магадан 520” – пешком далековато, пробуем
все же поймать машину. На обочине дороги очень кстати стоит стул,
специально для пишущих дневник. Тут же в кустах растет несметное
Прошло часа полтора, когда из-за поворота медленно выполз кособокий МАЗ, груженый металлоломом. Водитель, трогательный пожилой грузин по имени Рамаз, поначалу традиционно отнекивается: – Ну куда ж я четырех возьму. Двоих только могу. – Пожалуйста! – Да КП скоро. – Ну хотя бы до КП.
Рамаз быстро сдается, машет рукой. Рюкзаки закидываем прямо на металлолом.
Везет нам что-то на небыстрые машины, на перевал МАЗ ползет со скоростью
пешехода. КП ожидается в Дебине, до него 72 км, которые мы едем часа два.
Естественно, перед КП речь о том, чтобы нас высадить уже не идет.
Ленка с Катериной прячутся сзади в спальнике, Рамаз задергивает
Рамаз уехал из Грузии 14 лет назад, подзаработать, “на пару лет”. Да так и застрял. Правда, каждый год ездит домой, к семье. – Как там в Грузии, – спрашиваю – стало получше? – А... – машет рукой – если б стало получше, разве б я тут жил... Пока этот дурак будет президентом...
Ну да. Тот дурак, этот дурак... А пока судьба печальному грузину,
– Сначала совсем тяжело было, сейчас уж привык. – Горы тут красивые, – говорю. – Да какие это горы... Часа в три дня приезжаем на большую стоянку у столовой в Ларюковой, где обедают все дальнобои. Тут же поворот на Усть-Среднеканскую ГЭС, откуда со стройки идет довольно большой трафик. Рамаз всячески о нас заботится, предлагает договориться пересадить двоих на какой-нибудь КамАЗ и ехать так дальше. Нам становится неловко, мы понимаем, что с такой скоростью мы сегодня в Магадан не попадем точно, нужно искать более быструю машину. Рамаз виновато разводит руками: – Вы ж видите, какая у меня машина, я быстрее не могу... Просто сердце щемит, какие хорошие нам встречаются люди... Обедаем в столовой, заодно пытаясь договориться с водителями стоящих вокруг машин. Получается не очень: у граждан, вылезающих из разных джипов и минивенов, уже проскальзывает жлобистость – признак приближения большого города.
Пока обедаем, на стоянку прикатил пустой автобус с надписью “Дети”.
Вчера он попадался нам навстречу в колонне с сопровождением, а сегодня,
видимо, возвращается назад порожняком. Водитель направляется в столовую,
на ходу буркнув мне, что, мол, сейчас подумает, надо ли ему куда-то там
– Ну, чего хотел-то? – Так попросить подвезти. – Не понял, бесплатно что ли? – Мы автостопом путешествуем... – Я автостопщиков не вожу. Одного взял раз, потом выгнал на х.й! И автобус уехал. Что ж, тоже хороший человек, только по-своему. Идем стопить дальше, одновременно прощаясь с Рамазом, который никак не может понять, почему автобус нас на взял: – Он же пустой?!
Вскоре остановился совершенно убитый Cruiser, как специально для нас –
с кузовом сзади, чтобы было куда положить рюкзаки. За рулем молодой
парень Амир, ингуш. Амир едет быстро, но недолго. У машины просто струей течет
радиатор, поэтому мы перемещаемся короткими рывками от ручья до ручья.
На одной из вынужденных остановок, отлучившись в лес по естественной надобности, Женька наткнулась на старое кладбище заключенных поселка дорожников Омчик. Еще один кусочек истории...
Насилие над Cruiser'ом продолжалось 70 километров, от Рамаза с металлоломом
мы, в итоге, таки отстали. Амир сворачивает с трассы на развилке на
А тут и машина остановилась, да какая! Порожний продуктовый грузовичок.
– А что, посуше места не нашли стопить?
Грузовичок японский, Isuzu, кабина у него маленькая, без спальника. И,
на первый взгляд, четырех человек там запихнуть ну вообще некуда.
Сергей предлагает отправить кого-нибудь в кузов: “у меня там даже
лампочка есть!”. Но как-то это не привлекает. Лампочка-то есть, но окон-то
нет... В результате, мы демонстрируем чудеса компактности, сев друг к
Пока мы грузились, подъехал все тот же поливальный КамАЗ. – Отойдите! – кричу, – Сейчас обольет! – Никто никого не обольет, – отвечает Сергей, – вы же на Колыме, а не у себя на материке. И, действительно, КамАЗ притормаживает и спокойно ждет, пока мы закончим пихать рюкзаки. В пути Серега продолжает развивать тему Колымы: – Здесь люди другие! Здесь к тебе всегда по-человечески отнесутся. Тут мы упираемся в бензовоз, который, в отличие от предыдущих, не прижался сразу к правой обочине, давая себя обогнать, а продолжает ехать как ему удобно. – Ах ты козел вонючий, сука, ездить научись! – разражается Сергей. Наконец, бензовоз удается обогнать. – Не обращайте внимания, девчонки. О чем это я? – О том, что на Колыме люди вежливые... – Да-да! А этот явно не местный, понаехали тут!
Вскоре после Атки еще одна остановка на каком-то ручье – помыть машину, “Гошу”:
Тут же моется еще пара бензовозов. Каким-то образом уже разнеслась весть, что пустой автобус нас не взял. – Вот сволочь! – дивятся мужики. – Надо бы его отп..дить. И начинают прикидывать, откуда он может быть и как его найти. Темнеет. Начинается бетонка, потом и асфальт. Здравствуй, цивилизация! Хотя радости от встречи мы что-то не испытываем...
– Ты нас, – говорим, – в Палатке высади. Мы дальше доберемся. – Так вы хотите в аэропорт? – Да надо нам. Завтра самолет, а у нас билетов даже нет. – Давайте переночуем, а завтра я вас с утра отвезу. – Спасибо, Сережа. Но мы все-таки сейчас... – Ну значит едем в аэропорт.
Остается одна проблема – в Палатке пост ДПС с тотальным контролем.
С четырьмя пассажирами его проехать нельзя. Проблема решается как-то сама
собой – прямо перед постом нас нагоняет микроавтобус с какими-то знакомыми
Сергея. А, может, впрочем, никакие они были не знакомые?.. Сергей
сигналит, те останавливаются, и он в мгновение ока пересаживает
Ленку с Женькой туда. Мы рот раскрыть не успели, а микроавтобус уже
– Куда он их повез-то? – В аэропорт. На посту мы в час ночи. Сергей исчезает надолго, мы с Катериной остаемся вдвоем в тревожной интимной темноте кабины... Сергей возвращается кислый и злой: – Унюхал, сволочь! Я за обедом принял немного. Чуть-чуть! А он унюхал, сволочь... Роется в пакете за спинкой сиденья: – Хорошо, хоть деньги есть. И снова уходит, с деньгами, и, на это раз ненадолго. Едем дальше, Катерина пытается утешать Серегу. Есть неприятное ощущение, что вляпался он из-за нас... По Катькиной же неотложной просьбе останавливаемся среди леса. Пока она бегает по своим делам, сзади останавливается еще одна машина. Стоит, никто из нее не выходит. Сергей напрягается: – Как бы не нас пасли. Так бывает. Сейчас, подождем немного. Становится совсем не по себе. Ночь, лес, мы, напряженно примолкшие в кабине, и эта машина сзади. Вот она, цивилизация. Наконец, Сереге это надоедает, и он уезжает. А та машина так и осталась стоять. Мы с Катькой так и не поняли, что это было.
Еще через пятнадцать минут приезжаем в аэропорт Сокол. На стоянке нас уже
давно ждут Женька с Ленкой. Сказать, что мы благодарим Сергея – ничего
– Ты-то куда теперь поедешь? Там же впереди наверняка еще КП. – Нет, я в город теперь не поеду, заночую где-нибудь.
В конце концов он уезжает, и мы остаемся одни на пустынной парковке аэропорта.
Третий час ночи, аэропорт заперт, хотя внутри горит свет. Пробуем стучать, но без толку.
Катерина предлагает ставить палатку прямо тут, на газоне, под крылом
самолетика. Я живо себе представляю, как мы будем выглядеть утром при свете,
когда вокруг начнут ездить автобусы и закипит жизнь. И что-то эта картина
В гостинице удается даже разбудить дежурную, но мест нет никаких: – А что вы в здание аэропорта-то не пошли? Там зал ожидания есть. – Так заперто там! – В звонок позвоните. Совет оказался по существу. На звонок выполз охранник, переписал наши паспорта, прогнал, сонных и грязных, через металлоискатель и запустил в зал ожидания. Тут оказались вполне приличные условия: народу мало, пустые скамейки. На них мы и залегли спать, предварительно убедившись, что кассы открываются в 8 утра. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
1-2 августа 2008 г. |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
Полчаса отняла процедура сдавания рюкзаков в камеру хранения – для этого их надо
прогнать через сканер в специальной комнате, а там очередь. Зато дальше
Магадан был бы совершенно ничем не выдающимся захолустным городом, если бы не две вещи: само название и Тихий океан... За полчаса спускаемся от автовокзала до берега Нагайской бухты, сперва по центральным улицам, потом через трущобы и помойки. Берег грязный, в воде плавает мусор, так что максимум, на что отваживаются Женька с Катериной – это зайти в океан по щиколотку. Ну что ж, теперь мы видели Нагайскую Бухту. Да тракты...
Остается последнее дело – подняться к Маски Скорби Эрнста Неизвестного.
Стоит она на сопке высоко над городом, на въезде. Пешком далеко, времени
Трудно себе представить, каким должен быть памятник десятку миллионов
человек. Наверное, таким и должен быть. Нечто похожее, только поменьше
размером, стоит в Треблинке. Там на многих языках высечена надпись
“Never again”, “Это не должно повториться!”. Здесь ничего такого не написано.
Все повторится, все уже повторяется. И не столько по злой воле всевозможных тиранов и извергов, сколько из-за банальной безответственности и отсутствия желания думать головой у простых граждан. Не тогда, когда уже поздно, а раньше лет на десять-двадцать-тридцать... А тираны и изверги делают с нами только то, что мы позволяем им с собой делать...    Нет высшего суда,  Есть суд земной.  Мы с пеною у рта  Кричим “О боже, боже!”  В ответ же – тишина,  Но тем дороже  Оплачивать счета:  Не ты, так кто же?  Нет высшего суда,  Но суд земной  С тобою есть всегда  И судит строже.  
Перед тем, как покинуть Магадан, просим таксиста завезти нас на рыбный
рынок на предмет красной икры. Но цены на этом рынке оказались, мягко говоря, удивительными –
чуть ли не как в Питере. Так что проблема, как довезти банки с икрой в
Все. На автовокзал. Катание на такси по всему Магадану с ожиданием
в разных местах обошлось рублей в триста. Очень демократично.
Ближайший автобус в аэропорт через полчаса. Пока я покупал билеты,
девчонки успели посетить книжный магазин и одарить меня специальной
Прямо так сдавать в багаж наши грязнющие рюкзаки, которые и в руки-то не взять, мы
постеснялись, и придумали упаковать их в полиэтилен. Получись гламурные
такие тючки. Предварительно выбросили из них “все лишнее”, заполнив доверху
три урны в разных концах аэропорта. Все, теперь можно и на регистрацию.
В зале за check-in ждать посадки еще час, а настроение, что называется,
питейное. Сбылась мечта, теперь придется придумывать новую...
Ленка первый раз в жизни летит на самолете. На Сахалине была, в Исландии
Ну вот и все. Тихий океан виден теперь уже внизу, под крылом самолета... Видимость хорошая, чуть ли не до самой Камчатки. Через четыре часа посадка в Братске. Это символично – круг замкнулся, – почти месяц назад мы проезжали тут по БАМу на поезде. Все было впереди. А сейчас, полусонные, маемся час в душном маленьком аэропорту, да едим мороженное на его крылечке. И все уже позади. Где-то после Братска, когда половина народу спала, внезапно раздался хриплый голос: – Товарищи пассажиры, внимание! Говорит командир экипажа! Народ подпрыгнул в креслах и кинулся спросонья искать кислородные маски и спасжилеты. – В иллюминаторы по левому борту вы можете наблюдать солнечное затмение! А мы как раз по левому борту. Разделив пополам Катеринины темные очки и уткнувшись носом в иллюминатор, мы действительно пронаблюдали частичное солнечное затмение.
В Москве прилетаем в Домодедово. Из-за разницы в часовых поясах, почти в
то же время, что и вылетели из Магадана.
Порешив, что это единственная возможность вернуться всем вместе, не разделяясь по разным поездам, купили билеты и, не спеша, двинулись на Ленинградский вокзал. Собственно, для этого достаточно сесть в электричку прямо тут же, в аэропорту. Часа четыре до поезда скоротали на вокзале, в пивняке на втором этаже. Причем последние часы и кружки пива дались уже нелегко. В поезд садились практически во сне. То, что поезд чапает двенадцать часов – это даже здорово. Хоть выспались наконец. На Московском вокзале нас встречал мой папа. Еле-еле впихнулись в его Qashqai, это вам не Урал-бензовоз...
   Мы затопим в доме печь, в доме печь,  Мы гитару позовем со стены.  Все, что было, мы не будем беречь,  Ведь за нами все мосты сожжены.  Все мосты, все перекрестки дорог,  Все прошептанные клятвы в ночи,  Каждый предал все, что мог, все, что мог,  Мы немножечко о том помолчим.   |
||||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||