Часть VI. Байкал.

К оглавлению

День 29-й. 20 августа 2019 г. 9655 км.

В 5:30 утра меня разбудил случайный звонок, и заснуть дальше уже не получилось. Так что встали рано, что и хорошо - планов на сегодня много: погулять по Иркутску и успеть уехать куда-нибудь за Качуг, чтобы заночевать на берегу Лены. Помимо культурной программы, обязательно нужно найти авторынок, купить рычаг, поскольку впереди опять сотни километров грунтовок и отсутствие цивилизации.

Будим своим звонком хозяйку квартиры, она сонным голосом просит бросить ключ в почтовый ящик. В 8:30 мы уже сложились и сидим в машине. Ключ на старт, стартер весело крутит двигатель... и ничего не происходит. Ни намека, ни вспышки, полная тишина. Пять минут полного ступора. Попытки пощелкать туда-сюда сигнализацией. Безрезультатно. В растерянности открываю капот, дергаю провода. Понимаю, что еще несколько попыток, и аккумулятор сядет.

Иркутск после грозы

Памятник Гайдаю

Пытаюсь успокоиться и предпринять что-нибудь осмысленное. Довольно быстро вспоминаю про бензонасос, давно издававший противное попискивание; запасной моторчик и даже пластиковые трубки к нему у меня имеются. Кроме того, весной я его уже разбирал, менял фильтр. Так что алгоритм известен.

Машка с Наташкой отправляются на детскую площадку тут же во дворе, а я, под косые взгляды гуляющих с собачками жильцов, вываливаю на газон весь багажник, чтобы добраться до инструмента и ЗИПа. Вытащить бензонасос из бака дело совсем не простое, мерзкий "быстросъемный" разъем на шланге никак не хочет быстро сниматься, второпях выламываю его с мясом. Зову Машку, она крутит стартер - насос гудит, но не качает. Ну хоть причина найдена, уже полдела! Дальше долго сопротивляется большая пластиковая гайка, которую приходится срывать зубилом.

Разумеется, в это самое время собирается пойти дождь. Прибегает Машка, спешно укутываем валяющиеся шмотки тентом. В общем, перемазавшись и ободрав пальцы, через час-полтора мучений вытаскиваю модуль насоса. Оказывается, соскочила с патрубка пластиковая трубочка от насоса к фильтру. Она термоусадочная, вероятно, я плохо натянул ее, когда полгода назад менял топливный фильтр. Полгода держалась, всю Монголию прошла, а тут соскочила. Ну ладно, надеваем трубочку обратно, меняем на всякий случай моторчик насоса, собираю все обратно. Разломанный разъем шланга прикручиваю проволокой, чтобы не сорвало.

Ключ на старт... Завелась! Уф... Быстро запихиваем все обратно в багажник. Но два часа потеряно, и я весь перемазан в грязи и бензине (оделись-то с утра в самое чистое, собираясь гулять по Иркутску). Приходится добывать обратно из почтового ящика ключ от квартиры и идти отмываться.

Вместо полдевятого выезжаем в пол-одиннадцатого. Город уже забит, еле находим парковку около рынка. Быстро бежим гулять. Время поджимает, да и настроение несколько подпорчено. К тому же все перерыто, пешеходная улица Урицкого вместо красивого бульвара представляет из себя грязные мостки между заборами стройки. Все это, подкрепленное нытьем Наташки, привело к тому, что мы малость поругались. И на зеленые воды Ангары глядели с разных точек набережной, а дочь бегала между нами и пыталась помирить.

Впрочем, здравый смысл вскоре возобладал, Натаху я посадил на шею, и мы потащились вверх по улице Ленина. По дороге перекусили пиццей с кофе в подвернувшейся кафешке и всем стало лучше. В куда более приятном расположении духа дошли до 130-го квартала. Это такой современный кусочек застройки "под старину". Без всякой связи с реальной историей, но очень милый. Купили Наташке детскую книжку непосредственно у автора, а также баночку меда, и через парочку улиц с действительно старыми, выглядящими довольно плачевно, деревянными домами, пошли к машине. Даже успели заглянуть на рынок за пучком редиски.

У машины нас ждал очередной сюрприз, такой уж сегодня день. Под дворником бумажка с номером телефона. Что такое? Обхожу машину и вижу на левом заднем крыле небольшую потертость. Честно говоря, на нашей машине я бы на такую царапину внимания не обратил. Первой мыслью было наплевать и забыть, но, после некоторых колебаний, все ж звоню по телефону из записки. Там человек, судя по голосу, реально очень переживает, что поцарапал нам крыло, когда выпарковывался. Ждал нас два часа, но не дождался. Очень извиняется, понимает, что мы иногородние и нам некогда разбираться со страховками. Давайте, говорит, я вам денег переведу на Сбербанк, тысяч десять хватит? Я даже обомлел, не перевелись же еще приличные люди на Земле! И таки перевел через полчаса... Так что этот инцидент нас скорее обрадовал, чем расстроил.

Иркутский бабр

Юрий Иванов продает свои книжки

130-й квартал

Квартал настоящей деревянной застройки

Теперь дела. Авторынок совсем рядом с центром, оставляю девочек в машине, сам иду за рычагом. Ну и попутно за всякой мелочевкой типа масла/фильтров/антифриза. Потерял час, и это еще хорошо, что я твердо знаю, что вся подвеска (и не только) Рено Колеос совпадает с X-Trail T31. Потому как о французских машинах тут не слыхали, с Nissan'ом попроще. Но все равно, пока рылись в каталогах, пока ходили смотреть на склад, выписывали какие-то бумажки, кому-то дозванивались, прошел час. Нашли, в общем, рычаг. Но не тут, а на дальнем складе на Трактовой, туда еще ехать через полгорода. И до пяти надо успеть, а то он закроется.

Но сегодня не наш день. Уже у рынка машина как-то подозрительно долго заводится. Проезжаем сто метров, поворачиваем в левый ряд оживленной улицы и глохнем прямо посреди потока. Симптомы те же. Надо сказать, парни из соседних машин тут же помогли оттолкать нас к обочине, посоветовали сервис. Но что нам даст сервис... Уже гораздо быстрее раскидываем все на тротуар, вытаскиваю бензонасос - опять слетел шланг. И так и будет слетать, держится он плохо, пытаюсь наскоро закрепить хомутом, но тороплюсь - сзади собралась нехилая пробка, да и склад с рычагом вот-вот закроется.

Едем дальше, поминутно боясь заглохнуть то на перекрестке, то на мосту через Ангару. На складе, по счастью, все получается очень быстро, едем обратно, в сторону выезда из Иркутска на Усть-Ордынский, снова на мост через Ангару и во все вечерние пробки. Хотя понятно, что до ночевок на Лене мы сегодня засветло уже не успеваем. Проезжаем мимо дилера Рено, на всякий случай бегу купить банку нормального фирменного антифриза. Это занимает еще минут двадцать - пока подошел менеджер в белой рубашечке, пока он с кем-то поговорил, потом в кассу, потом "подождите минут пять, я схожу на склад..." К слову, эта банка так и стоит у меня в гараже непочатая: как мы спустились с гор, антифриз уходить перестал.

А пока изо всех сил торопимся из города, хотя это и выглядит несколько глупо... И верно, проехали мы километров десять и снова встали. Теперь на вытаскивание бензонасоса уходит всего минут пятнадцать... Опять слетел шланг, и надевать его уже бесполезно. Достаем новый, чтобы его насадить, надо греть, а чем? Только зажигалкой. Сначала это кажется безумием, учитывая, что бензин капает из сборки насос+фильтр со всех сторон. Отхожу подальше от машины - смертельный номер! - все более-менее получается. Резво закидываем все обратно, а то обочина узкая, трафик около Иркутска сплошной, бедная Натаха сидит в своем кресле и плачет, пугаясь проносящихся грузовиков...

Пикник на обочине

Дубль три...

Где-то за Усть-Ордынском

В "Трех медведях"

Проезжаем Усть-Ордынский, дорога пока хорошая, но загруженная. И через полчаса... снова встаем. Сил осталось только материться... Четвертый раз за сегодня разбираем бензобак, мать его. Вынимаю насос, а оба шланга на месте. Короткий приступ отчаянья на фоне общего отупения, потом замечаю, что второй, еще незамененный шланг просто треснул на сгибе. Снова русская рулетка с зажигалкой, и теперь уже оба шланга заменены на новые и посажены вроде бы надежно. Может, на этом все?

Замечаю, что перестал работать указатель уровня топлива, видно, я неудачно запихнул насос в бак и поплавок то ли погнулся, то ли за что-то зацепился. Это неприятно, но не самое страшное, снова разбирать бак из-за попалавка мы точно не будем. В машине и так нещадно воняет бензинов, я-то привык, а Машка страдает, ее укачивает. Приходится раскрывать окна.

Начинает темнеть, к тому же портится дорога - на асфальте появляются крупные волны. Навигатор рисует в Качуге какую-то гостиницу "Три медведя", есть даже телефон, но дозвониться по нему не удается.

Появляется какой-то азарт - доедем, не доедем? Будем через 15 минут ужинать в гостинице или снова в темноте на обочине разбирать бензонасос? Жизнь, она такая непредсказуемая... Но вот и Качуг, переезжаем какую-то мелкую речушку с гордой табличкой "р. Лена".

Гостиница "Три медведя" (N53°58'51,49", E105°51'39,52") оказывается вполне симпатичной с виду. Прямо у парковки заманчивая вывеска "Трактир". Но тетенька на ресепшене с ходу: "Мест нет". И тут же, увидев Наташку, вдруг помягчела: "Ладно, один 3-х местный есть. Бронь не подтвердили." Все хорошо, что хорошо кончается! Нас обуяла беспричинная радость, всех, включая Натаху, которая веселится пуще нашего и пытается надеть мои ботинки. За полчаса до закрытия "трактира" успеваем еще отлично поужинать, взяв заслуженные триста грамм. На закуску, правда, самая обычная придорожная котлета с пюре, но это сейчас совершенно неважно. Пьем за день завтрашний и за то, чтобы все у нас получилось, ведь просто "надо быть спокойным и упрямым..."

День 30-й. 21 августа 2019 г. 9922 км.

После вчерашних мытарств, надышавшись бензином и выпив водочки, спали как убитые. Даже Натаха ни разу не проснулась ночью. Позавтракали в том же трактире яичницей, которую жарили минут сорок. За это время трактир наполнился разным дорожным людом, даже автобус с детьми подъехал. Со стороны Жигалово машины подъезжают по крышу залитые красной грязью, так что понятно, какая дорога нам предстоит.

Асфальт заканчивается сразу за Качугом. Но грунтовка пока еще вполне приличного качества, а, главное, сразу начинаются красоты. Дорога все время идет вдоль Лены, здесь еще очень узкой и вертлявой, зажатой великолепными красными утесами. Очень живописно, но ночевок не видно - либо дорога идет вплотную к берегу, либо к берегу не подъехать, сплошь кусты и трава по пояс.

Три медведя

Мы с Леной

Такие виды почти всю дорогу

Церковь в Верхоленске

Проезжаем старинный город Верхоленск, знававший лучшие времена. На высоком берегу Лены неспешно реставрируется церковь, около нее Машка разговорилась с местной бабушкой-активисткой, узнала, что деньгами им чуток помогает Газпром.

Снова едем вдоль блестящей на солнце Лены по красной дороге средь красных обрывов в окружении ярко зеленых лесов и лугов. Получается очень праздничная картинка, вчерашние приключения остались где-то в прошлом, лишь недовыветрившийся легкий запах бензина напоминает о них. Но все хорошее быстро кончается - еще через полчаса мы снова на обочине, и я снова откручиваю крышку бензонасоса...

На этот раз новый шланг слетел с самого электромоторчика. На патрубке старого, родного, была "елочка", а на том, что я поставил вчера (от "десятки"), патрубок гладкий. В остальном эти насосики абсолютно одинаковы. Надеясь решить проблему пятый раз и навсегда, решаю приклеить шланг поксиполом. Для чего долго протираю и сушу все от бензина. Зато показометр уровня топлива теперь работает, вчера я действительно запутал поплавок в проводах.

Верхоленск

Лена в Верхоленске

Старинный купеческий особняк

Попытка приклеить шланг

Долго ищем съездик к Лене, чтобы помыться/искупаться. Несмотря на живописность берегов, сделать это непросто. Еле нашли травянистую дорожку с рыбаками. Река очень мелкая, долго бреду по колено, чтобы окунуться.

На выезде с дорожки машина снова встает. Появляется даже мысль, что, может быть, пора внять предупреждениям свыше, и не переться в 300-километровый путь по безлюдной тайге и бог знает какой дороге с такими проблемами... Крышка, крепящая бензонасос, пластмассовая. Чтобы открутить и закрутить, ее каждый раз приходится долбить молотком через отвертку, упертую в насечку на боку. От этой насечки практически ничего не осталось, и каждое откручивание может стать последним.

Идея с поксиполом провалилась, на этот раз прикручиваю трубку тройным проволочным хомутом. Машка с Наташкой пока гуляют по лесочку, пытаясь найти грибы - все-таки это куда лучше, чем сидеть на обочине. Нравы тут уже как во всех удаленных от цивилизации местах: пока ковыряюсь с насосом, рядом останавливаются рыбаки, спросить, не нужна ли помощь. Вчера на оживленном шоссе хрен кто остановился.

Машка:

К запаху бензина так привыкли, что уже почти не чувствуем. Но льется он при ремонтных работах катастрофически. Купаемся в Лене. Вода холодная, а берег неприглядный. Заросший травой и деревьями. Продираемся через кусты. Лена здесь очень мелкая. И очень чистая. Вода прозрачная и дно просматривается вместе с водорослями и рыбками. Пока Митька чинил машину, мы с Наташкой исследовали лес на предмет ягод и грибов. Но сухо очень. Ничего, кроме шиповника нет. Собираем шиповник, чтобы занять себя. В общей сложности, на ремонт и купание потратили полтора часа. До Байкала сегодня точно не доедем.

Едем дальше, в Жигалово. Опять в машине жутко воняет бензином. Дорога все так же живописна, еще раз останавливаемся искупаться - даже Машка соблазнилась, когда, мол, говорит, еще искупаюсь в Лене.

Жигалово - довольно большой городок, последний со стороны Иркутска. Дальше 250 км тайги и медведей до БАМа... Обедаем в кафешке над СТО и вперед. На последней Роснефти заливаю полный бак и вижу, как под машиной весело расползается лужа бензина. Сваливаем скорее с заправки, переезжаем напоследок Лену, и снова встаем на ремонт. Так и есть, в последний раз я криво закрутил пластиковую гайку, и бензин расплескивается из-под нее. Все насечки уже слизаны, с большим трудом удается перезатянуть эту гайку, но, вроде, бензин больше не хлещет. А, главное, бензонасос исправно работает уже больше ста километров.

Первые километров 50 от Жигалово идет довольно приличная грунтовка, но потом счастье резко заканчивается. Оказывается, что места тут теперь совсем не дикие - это царство Газпрома. Идет активное освоение месторождений и дорога, и без того отсыпанная крупным булыжником, разбита вхлам тяжелой техникой. Ямы, ямы, колеи, объезды мостиков и густо пылящие караваны Камазов и бульдозеров. Скорость падает километров до 20-ти в час. Понятно, что Байкала нам сегодня не видать. Слава богу хоть бензонасос вроде бы, наконец, починен - успешно проходит испытания на этом вибростенде.

Лена совсем мелкая

Школа в Жигалово

Снова пересекаем Лену

Куда течешь ты, бензин?

Я окончательно вымотался на этой дороге, меняемся местами. Машке везет - сразу же начинается кусок свежей отсыпки. Газпром активно модернизирует себе дорогу, но пока построил немного, вскоре снова начинается булыжник. Едем по новой насыпи и из-за этого не можем найти ночевку - съездов с насыпи нет, а если и есть, то либо к городку строителей, либо к буровой.

Единственный шанс куда-то съехать только около речек - новые мосты еще не построены и дорога идет по старым объездам. У одной такой речки находим многообещающий съездик вдоль берега, но место занято большой компанией, еще бы - при таком-то дефиците ночевок! Приходится разворачиваться и пылить дальше. А время уже совсем к вечеру, нервничаем.

Натахе все нипочем

Кругом Газпром

Ночевать будем здесь

Еще один съезд в сторону. За поворотом большой городок из вагончиков. Уже почти было развернулись, но вроде дальше, мимо городка, идет еще какая-то дорожка. Проезжаем по ней до речки, бродим ее и встаем на совсем маленькой заросшей иван-чаем полянке (N55°25'28,99", E106°33'42,32"). Буквально вытаптываем в буреломе местечко для жизни. Получается неплохая ночевка над речкой, даже костер разводим. Натаха собирает бруснику и Машка все время боится, что она свалится с высокого берега в воду. Здорово холодно, сказывается высота под километр. И осень уже совсем близко. На ночь надеваем на Натаху все теплые вещи, включая шапку. Да и сам я первый раз достаю термобелье.

День 31-й. 22 августа 2019 г. 10206 км.

Утром термометр в машине показал +1 градус. Это самая холодная ночь за всю поездку. Кончилось лето. Чтобы согреться, иду немного прогуляться, но лес кругом дремучий, сильно заросший, с дорожки не сойти. Грибов не видно, есть лишь немного голубики. Часам к 8 вышло солнце, немного потеплело. Вылезли девчонки, приготовили завтрак. Выяснилось, что костер наш, разведенный вчера на торфе, вовсю дымится, хоть я его вчера и заливал. Так что таскаю еще 6 ведер воды для надежности.

Двигаемся дальше, дорога все такой же ужас-ужас с крупными булыганами и глубокими ямами. Такими темпами, до Байкала нам еще тащиться и тащиться. Под горкой на обочине стоит восьмерка, под ней в луже масла возится мужик, а рядом голосует пацан. Пробили картер, пытаются заделать скотчем. Ехать им до Иркутска, перспектива довольно безрадостная. Спасаем их куском холодной сварки, к счастью, тут же останавливается какой-то их знакомый газпромовец и обещает заварить картер на ближайшей буровой. Так что мы спокойно отчаливаем.

Внезапно, от поворота на Карам, когда до БАМа остается еще километров 80, дорога резко улучшается - мерзкие булыганы сменяются почти идеально ровным грейдером. Так что последний участок этой "дороги жизни" до Окунайского мы пролетаем за час. В Окунайском и вовсе красота - асфальт, правда, всего километров 10. А до Северобайкальска еще больше ста.

А дальше опять поганая грунтовка вдоль ж/д путей. Навигатор так и пишет: "Автодорога Дублер БАМа". Грейдер прошел тут в одну сторону и вывалил на середину кучу камней, некоторые весьма крупные. Через этот бруствер приходится периодически перепрыгивать для разъездов со встречными, часто это сопровождается неслабыми ударами по защите.

Обедаем на реке Кунерме, с трудом пробившись к берегу по давно заросшим следам. Совсем распогодилось, стало даже жарко. Перевал Дабан, про который много пишут в Интернете, не произвел вообще никакого впечатления, мы его почти и не заметили. Часам к четырем добираемся до Гоуджекита. На повороте к нему замечаем, что машина стала издавать жуткий скрежет - то ли глушитель оторвали, то ли защиту картера, то ли еще что. Надо сказать, что Газпромовская дорога от Жигалово вкупе с прибамовской "трассой" в Северобайкальск оставляет далеко позади монгольское бездорожье...

Горячие источники в Гоуджеките очень кстати. Отмокаем тут часик. Хотя все тут по-советски аскетично - два корыта с горячей водой, раздевалка и душ а ля дача на шести сотках. Но вода в "холодной" части очень комфортная, даже Наташке нравится плавать, градусов 35. Во второй половине кипяток, туда отдельные смельчаки залезают на секунду. Вообще, народу немного, в основном пожилые тети, плюс пара дальнобойщиков. Одна колоритная бабуля руководит процессом:

- Женщина куда это вы?! Вы в душе помылись?

- Мужчина, вы по шейку сядьте, по шейку. Вот так! Теперь ножки раздвиньте!

Все улыбаются и стараются "слушаться".

От источников до Северобайкальска остается немного, километров сорок. Но до чего же отвратительная дорога! И ведь единственная дорога в этот довольно большой город. Мы все ждем, когда же начнется асфальт, но он появляется только в самом Северобайкальске.

Мы заправляемся, закупаемся в магазине и ходом едем дальше, вдоль БАМа, искать место на берегу. Когда-то у меня даже была идея оставить машину на пару дней и переправиться на остров Ярки, но сейчас уже на это не остается времени. Все же едем к северной оконечности Байкала в Нижнеангарск. Дорога тут асфальт, душа радуется, слева БАМ в мысовых тоннелях, справа Байкал. Между Северобайкальском и Нижнеангарском сплошные галечные пляжи, масса съездиков и стоянок, правда, у самой дороги. Запоминаем пока самые хорошие, чтобы вернуться, а пока доезжаем до знаковой точки "Самая северная точка Байкала". Так как уже довольно поздно, быстренько фотографируемся на мысу, потом предпринимаем короткую разведку еще севернее, в надежде найти место на заливе Ангарский Сор. Доезжаем до Душкачана и понимаем, что дело это бесперспективное - берега залива заболочены, к ним и близко не подъехать, а сама дорога уходит на другую сторону БАМа.

Обед на Кунерме

Нижнеангарск. Северная оконечность Байкала.

Так что, не тратя больше время впустую, разворачиваемся и возвращаемся на ранее примеченные стоянки километрах в пяти от Нижнеангарска. Находим очень приятную полянку (N55°44'58,21", E109°30'49,71"), и, хотя наверху грохочут поезда, нас не видно за полоской леса. И никого вокруг тоже не видно, весь бесконечный байкальский берег наш! Лето все-таки еще не кончилось, очень тепло. И, что самое удивительное, сам Байкал теплый! В нем абсолютно комфортно купаться, даже Машке, а это о многом говорит.

Костер на всякий случай не разводим, кругом все в щитах о пожароопасности. Сами мы пожаров пока не видели, хотя родные все время бомбардируют нас сообщениями, что "вся Иркутская область, Бурятия и Красноярский край в огне".

Машка:

А потом к нам пришла молодая лисичка, пошуршала листьями, показала себя во всей красе и ушла. Видимо, их здесь прикармливают, потому что она нас и фонариков совсем не боится. Наташка тут же потребовала, чтобы и мы ей что-то оставили. Положили в миску сосиску, но сосиска лисе не понравилась!

Чем бы дитя не тешилось...

Берег абсолютно пустынен

Наша стоянка

Проносящиеся над нами поезда не мешают, а скорее даже добавляют некоторой романтичности. Тыгдым-тыгдым... тыгдым-тыгдым... Да и не так уж часто ходят по БАМу поезда...

День 32-й. 23 августа 2019 г. 10547 км.

Сегодня мы, наконец, никуда не торопимся. Утро теплое и тихое. Несмотря на близость дороги и БАМа, кажется, что на Байкале мы одни. Пока Машка готовит завтрак, пытаюсь немного привести в порядок машину, подогнуть защиту картера, выкинуть цепляющиеся за кардан остатки термозащиты бензобака. В остальном все более-менее, трещина на рычаге не увеличилась, так что, похоже, новый рычаг мы так и привезем домой.

Нижнеангарский краеведческий музей

После завтрака предаемся пляжному отдыху. Жара! Купаемся в прозрачной воде Байкала по многу раз, даже стирку устроили - на камнях все сохнет моментально. Натаха развлекается тем, что сначала измазала всю себя сажей от найденной головешки, а потом отмывалась от нее в тазике с водой. Это заняло ее часа на два.

После полудня стало скучно, мы лениво собрались и вернулись погулять в Нижнеангарск. Там на набережной нашли краеведческий музей, перед которым можно полазить по вездеходу, катеру и самолетику АН-2. Сам музей выглядел закрытым, но на шум вышла женщина и сообщила, что у них нет света, но если нас это не смутит, можно зайти.

Выставка к 45-летию БАМа

БАМ. Мысовые тоннели.

Музей оказался очень душевным. В нем была большая выставка, посвященная БАМу. Вагончик строителей наполнен вещами из нашего детства, от телевизора "Электроника" и кассового аппарата, до вырезок из журнала "Огонек" на стене. "О! Такой же коврик с оленями висел у нас в квартире!" - воскликнула Машка. Это и неудивительно, ведь мы с БАМом сверстники - и я, и Северобайкальск родились в 1974-м году... И на месте строителей, улыбающихся с многочисленных фотографий, вполне могли быть наши родители. Машкины, например, примерно в таких же условиях строили Кольский ГОК. И делали они это все всерьез... Не просто валили тайгу и клали рельсы, а строили будущее, как они его тогда понимали. Это видно по лицам - у них была цель. А теперь ее нет, и это главное отличие нынешней жизни от той, все в стране превратилось в профанацию...

Я ни в коей мере не скорблю о кончине СССР, скорее ностальгирую по молодости, походам да песням у костра, но все ж лучше строить БАМ ради того, чтобы его построить, чем строить стадион или мост, ради того, чтобы украсть побольше. Советская жизнь была отвратительна, но нынешняя пародия на нее еще тоскливее...

Обедать едем в Северобайкальск. Останавливаемся у вокзала - думаю, это главная достопримечательность города. Особенно для меня, поскольку я сразу живо вспомнил, как 11 лет назад мы бегали тут с девчонками купаться в Байкале во время 40-минутной стоянки поезда. И для пущей убедительности как раз подошел тот самый поезд Москва-Тында. И еще подумалось, как же мы далеко от дома - дней пять поездом ехать, а ведь август уже кончается...

Перевал по пути в Байкальское

Наш пляж

Мы немножко покатались по городу, он чист и довольно симпатичен, но все же ехали мы сюда не ради него, а ради Байкала. Так что обедаем очередными позами (в Монголии они назывались буузами), и едем теперь на юг, в сторону села Байкальского. И почти сразу же выезжаем на берег в поисках места. Берег очень неплох, но мы почти в черте города, а сегодня пятница, народ поедет на природу. Так что двигаемся дальше, через перевал, к Слюдянским озерам. Озера эти поразительно похожи на наши любимые места где-нибудь на Карельском перешейке, только народу нет. Хотя дорог в лесу накатано множество. Этими дорогами выбираемся на берег Байкала, где обнаруживаем огромное количество красивых оборудованных стоянок на любой вкус.

Ох уж эта проблема выбора! Мы боимся, что, раз сегодня пятница, к вечеру тут будет столпотворение - кто-то же соорудил все эти столы, скамейки и навесы? Так что долго исследуем берег дальше и дальше, пока не доезжаем до красивейшего и абсолютно пустого мыса. Тут тоже можно расположится в десятке разных мест, но мы, пометавшись, встали с краю на уединенной полянке в лесочке (N55°24'53,03", E109°12'15,61"). Тут и стол, и кострище, и персональный пляж, и заросли голубики. А когда немножко прибрали мусор, стало совсем уютно. Но стоило расположиться, как объявились соседи. Из всего большого мыса выбрали, естественно, ближайшую к нам стоянку. Но вели себя поначалу прилично - попилили чего-то бензопилой и затихли.

Так что вечер у нас получился великолепный, с костром, лесом и притихшим Байкалом то ли в дымке, то ли в дыму далеких пожаров. Во всяком случае, следующий за нашим мыс явно горел, и ветерок периодически приносит оттуда запах гари. Мы допили еще монгольскую Сангрию, и лишь когда ложились спать, соседи врубили музыку. Вечер перестал быть томным...

День 33-й. 24 августа 2019 г. Дневка.

Кошмар начался ближе к утру. Уже часов в семь мы почувствовали себя на дискотеке. Тынц-тынц. Вылезаю из палатки на разведку в ужасном настроение - что же будет дальше, если суббота только начинается.

Прямо у нас на голове стоят три дебила-малолетки на двух машинах. В одной распахнуты настежь все двери и орет музон. Сами сидят за столом и смотрят на меня стеклянными глазами. Больше на всем мысу ни одной живой души, а на противоположном берегу вообще рай земной. Тишина, встает солнышко, ласково плещется Байкал. Вчера этот берег был в тени и показался нам мрачным и холодным, но с утра все преобразилось.

С большим трудом уговариваю Машку переехать - она уже успела заняться сбором голубики. Но я проявляю настойчивость, ибо хочу провести сегодняшний день в мире без "тынц-тынц"... Кое-как пихаем вещи в машину и перемещаемся на 300 метров (N55°24'40,85", E109°12'31,32"). Правда, за время наших сборов дебилы успели погрузиться в машину и куда-то отчалить, но вторая машина осталась.

Машка:

Грузим по-быстрому вещи, Митька отвозит их одной ходкой, а мы с Наташкой топаем пешком. Через гору переваливаем в следующую бухту и оказываемся, наконец-то в тишине. А еще! Да, сюда не долетает смог от пожарища. И мы оба очень довольны. А если довольны мы, то довольна и Наташка! Короче, жизнь опять наладилась! Тишь и благодать. Бухта другая. Это даже интересно. Мы на Байкале постояли в трех разных местах и каждое разное и одно лучше другого! Здесь широкий галечный пляж, справа тянется выжженный голый нос мыса, как ладья, но он весь зарос Иван-чаем, и от этого кажется розовым. Вся бухта наша, Байкал теплый как раз настолько, что можно плавать. А еще я расчехляю удочку и ухожу на большие камни. А еще Наташка строит башни, собирает по всему берегу птичьи перья, и мы делаем супер-город. Стираем, загораем, всем очень хорошо, радуемся, что не поленились и переехали.

У нас дневка, и ничто больше ее не омрачает. Часов в 12 отправляемся гулять. Прямо через наш лагерь проходит "Байкальская тропа". Это пеший многодневный маршрут по красивейшим местам от Северобайкальска до села Байкальского. Думали, пройдем чуть-чуть с Наташкой, за ягодами, благо она бодро бежит впереди. Даже не обулись, так в шлепанцах и потопали. И незаметно ушли довольно далеко. Тут куда ни поднимешься - дальше можно бесконечно сидеть и любоваться видом, но с каждого мысочка хочется дойти до "вон того, следующего", еще более живописного. Так, поедая голубику и изредка встречая пеших туристов, а также коров и пришедших на водопой лошадей, дошли до дальнего высокого мыса, покрытого пожарищем.

Натаха сперва бодро шла сама и даже нашла две кедровых шишки, но потом утомилась, особенно, когда тропа, обходя пожарище, пошла по крупной гальке. Пришлось сажать дочь на шею. Так и шли, на привалах купаясь в Байкале. И не зря. Виды с высоты горелого мыса просто фантастические, остро захотелось вернуться сюда с байдаркой и уплыть от всех стоянок, троп и дорог. Но все равно, даже на машине, Северный Байкал по сравнению с южным - это практически нетронутые места. Слюдянка, Ольхон, Малое море и тому подобное еще в 2006-м году, когда мы были там с Ленкой, произвели тягостное впечатление своей жуткой заезженностью. Боюсь, за прошедшие 13 лет лучше там не стало...

Вернулись в лагерь к обеду. Рыбалка опять не задалась, так что вместо ухи у нас борщ. А к нему по стопочке. Потом уложили дочь спать, а сами еще побродили по окрестным видовым точкам и стоянкам. Малолетки наши убыли окончательно, оставив после себя основательно загаженную стоянку. Грустно на это смотреть. Еще заезжала одна мирная компания с детьми, погуляли и уехали. И все, больше на всем мысу так никто и не появился, несмотря на выходные.

Надвигается гроза, вешаем тент. Вечером устраиваем "баню": развожу на гальке большой костер из плавника, валяющегося повсюду. Греемся у огня, а потом прыгаем в Байкал. Великолепно! И ужасно жалко уезжать - впереди лишь длинная дорога домой, осень, работа... Но мы и так уже дотянули до последнего, через неделю нужно быть дома, папа не забывает напомнить об этом в каждом разговоре. Да и погода, похоже, портится. Так что завтра в дорогу.

Ночью пришла гроза. Настоящая, с ливнем и молниями. Все грохочет, сверкает и трепещет, а Натаха спит, даже ухом не ведет...

GPS трек шестой части

⇐ Предыдущая часть

Следующая часть ⇒

Если наш сайт оказался Вам полезен, Вы можете помочь нам собраться в следующее путешествие... А с нас новый отчет!