Все наши путешествия

МОНГОЛИЯ 2019

Петербург-Алтай-Тыва-Монголия-Саяны-Байкал (север)-Петербург

23 июля - 1 сентября 2019 г.

1. Петербург — Киров — Пермь — Н.Тагил — Тюмень — Тобольск — Иртыш — Обское море.

2. Алтай. Чемал — Ороктойский перевал — Белый Бом — перевал Ачик — Кош-Агач — Кызыл-Хая — Хандагайты.

3. Монголия озерная. О. Уурэг-Нуур — О. Хяргас-Нуур — О. Хар-Нуур — Алтай.

4. Монголия пустынная. Алтай — Шине-Джинст — Хармен-Цав — Гурвантес — Ёлын-Ам — Баянзаг — пески Хонгорын-Елс.

5. Монголия. Хубсугул. Арвайхээр — Хархорин — Вулкан Хорго — Хатгал — Ханх.

6. Байкал. Монды — Иркутск — Жигалово — Магистральный — Северобайкальск.

7. Дорога домой. Северобайкальск — Братск — Красноярск — Томск — Омск — Пермь — Петербург.

В Монголию я собирался давно. Очень давно. Вернее, я там даже уже был. В 2003 году мы с группой свежих выпускников ФТШ под руководством Сережи Маннинена ходил в поход на Восточный Саян. Залезали на его высшую точку — Мунку-Сардык, расположенный ровно на границе с Монголией. Граница там условная, и ничто не помешало нам углубиться в страну кочевников на пару десятков метров. Оттуда же я глядел на горное озеро Хубсугул и думал: "эх, как много на Земле мест, и сколь ничтожны шансы, что я когда-нибудь увижу это озеро снова..." Шансы оказались ничтожны, но все же не нулевые. До Иркутска мы тогда ехали поездом суток пять. Идея приехать сюда на машине еще не родилась.

Но уже через три года мы с Ленкой пересекли на автомобиле ВАЗ2112 всю страну до Сахалина, и Монголия замаячила снова. Сначала мы почти доехали до нее по Чуйскому тракту (развернулись в Кош-Агаче), а потом, в Тыве, поглядели вблизи — в старом отчете даже есть фотографи погранперехода в Эрзине. Монголия в те времена была визовой, дикой и неведомой... Но рассказы про нее я с тех пор начал почитывать.

Прошло много лет. Я много где побывал, постарел, развелся и женился, родилась Наташка. Фокус наших с Машкой устремлений сместился в сторону близкой и комфортной Европы. Безумные поездки по диким странам вроде России, казалось, остались в прошлой жизни. Но тут, благодаря усилиям партии и правительства, ситуация вновь изменилась. Евро с долларом подскочили вдвое. Получить американскую визу стало так же просто, как во времена Советского Союза. И мы снова стали глядеть на восток...

После прошлогоднего Памира, решиться на Монголию было относительно несложно. Ехать только подальше, но не критично, границ зато пересекать ровно в три раза меньше. И визы давно отменили, сел да поехал... И правда, а куда еще ехать с трехлетним ребенком? В рюкзаке по горам ее уже не потаскаешь — тяжелая, а сама ходить больше пятисот метров тоже не хочет. Вариант большого автопутешествия с короткими пешими вылазками от машины показался оптимальным. Звезды сошлись. Монголия дождалась своего часа.

В отличие от Памира, где есть более-менее одна дорога по которой надо проехать — Памирский Тракт, — проложить маршрут по Монголии - тот еще квест. Я скачал десятки треков и отчетов и они, в основном, разложились на две папки. Одни ездят на рыбалку по озерам северной части страны, другие сразу рвутся в пустыню. Причем в пустыню ездят большими подготовленными экспедициями а тех, кто собирается заехать туда в одиночку на "гражданской" машине, называют всякими некрасивыми словами.

В общем, кое-как я слепил маршрут на две недели от Ташанты до Монд. С объездом особо страшных бродов, некоторым количеством асфальта и кульминацией в виде каньона Хармен-Цав в пустыне Гоби. Вроде, в середине августа там не должно быть уж безумно жарко. Зато на Хубсугуле должны быть дожди и чуть ли не снег, и проедем ли мы вдоль него в Монды — вопрос открытый. Ну да все это можно корректировать по погоде и желанию.

В последний момент, по мере погружения в отчеты, мне расхотелось ехать через Ташанту. Уж больно много там стало народу и, в результате этого, очередей. К тому же в июне в Улгии, через который предстояло ехать, очень вовремя объявили карантин по чуме. И хотя карантин быстро сняли, я придумал обходной путь — из Кош-Агача перевалить в Тыву с российской стороны границы и въехать в Монголию через маленький двусторонний погранпереход Хандагайты. Дорога из Алтая в Тыву точно существует, я читал про нее еще в 2006-м, когда в ездили на Сахалин. Но тогда соваться туда на обычной переднеприводной легковушке мы с Ленкой не решились. А сейчас можно и попробовать, люди ездят. На УАЗиках так точно. И хотя в Курайской степи тоже водится чума, но своя, отечественная. Привычная.

Просто гнать до Монголии и потом обратно — не наш метод. Поэтому дорога туда пополнилась некоторыми вариациями вдоль Иртыша и кратким посещением Алтая, а после Монголии так или иначе был запланирован Байкал. В самом полном варианте хотелось успеть доехать до его северной оконечности, как наименее затронутой цивилизацией. Но это если хватит времени и сил, маршрут и так с трудом втиснулся в шесть недель, и это почти без запасных дней.

Все снаряжение у нас уже было более-менее неплохо подготовлено к прошлогодней поездке, из серьёзных приобретений в это раз только спутниковый телефон. Старенький б/ушный Telit подключенный к GlobalStar. Отличная вещь: абонентской платы не просит, звонок стоит около 50 рублей за минуту. Исправно работает как в Карельских лесах, так и в Монгольских степях. Нам нужен был исключительно для собственного спокойствия и спокойствия моего папы, которому мы добросовестно звонили почти каждый вечер.

За неделю до выезда на нашем, не самом новом, автомобиле Рено Колеос с пробегом сильно за 200 тысяч накрылся вариатор. Не то, чтобы совсем, но начал дергаться и подавать явные признаки близкой кончины. Это было как нельзя более кстати. Я за вечер перевернул весь интернет, и на следующее утро уже прибыл на ремонт в некую контору с "хорошими отзывами". Контора оказалась вполне гаражного вида, но выбирать было некогда. Ребята вошли в положение, сделали быстро, за три дня. Заменили там внутри почти все. Когда я в субботу забирал машину, получил следующее напутствие: "Пока ездим очень аккуратно, через 1000 км обязательно к нам на диагностику и замену масла".

- Э-э, - говорю, - с этим могут быть проблемы...

- Почему? - удивляются мужкики, - это бесплатно!

- Да я как бы через два дня в отпуск собираюсь. На машине.

- Что, далеко? На юг что ли? Ну как вернешься, сразу к нам!

- Далеко, - говорю. - Очень.

В общем, сказать им про Монголию я не смог. На том и расстались. И все-таки я поблагодарил бога, что вариатор сломался сейчас, а не в монгольской пустыне...

Если наш сайт оказался Вам полезен, Вы можете помочь нам собраться в следующее путешествие... А с нас новый отчет!