Часть VII. Домой.

К оглавлению

День 34-й. 25 августа 2019 г. 10618 км.

Погода явно испортилась. Что ж, будет легче уезжать. Прощальная прогулка по берегу, сборы и в путь. На шоссе выбираемся более коротким путем, ближе к Байкальскому. И даже решаем, для логического завершения, проехать лишние 9 километров до этого села. В отличие от всех прибамовских городков, тут типичный совхоз, широко раскиданный по прибрежным холмам. Явно, знававший лучшие времена, но и сейчас живой, и по-сибирски основательный.

Площадку перед маленькой церквушкой над Байкалом с видом на полузатопленные лодки и валяющиеся на берегу катера, а-ля Териберка, назначаем точкой поворота. Сбрасываем одометр и отправляемся в обратный путь. Начинается дождь.

Село Байкальское. Край света.

Возвращаемся в Северобайкальск, пока еще по асфальту. Тут короткая остановка у магазина, фотография у стелы, прощальный взгляд на Байкал. И вперед, на мерзкую грунтовку, еще и раскисшую под дождем.

Решаем не торопиться сверх меры, да и очень уж уныло тащиться по грязи на отчаянно скрипящей всеми своими железяками машине. Для разнообразия снова заезжаем на горячие источники в Гоуджекит. Лежать в горячей воде под проливным осенним дождем даже приятнее. К тому же, контингент купающихся сильно омолодился, вместо бабулек с нами две молодые пары, что тоже не может не радовать.

Так что через полчаса отправляемся дальше в более бодром расположении духа, чистые и распаренные. Даже дорога стала получше, за эти два дня грейдер ее доделал, и каменного бруствера посередине больше нет. Но грязи все равно океан. Вокруг совсем осень, желтые деревья, унылый дождь, серость. Видно, в последние два дня нам очень повезло с погодой, это было бабье лето...

До первого асфальта в Улькане добрались довольно легко. Гадаем, сколько его будет, этого асфальта? Оказалось, немного. Сразу за Окунайским, в котором мы три дня назад выехали на эту дорогу, цивилизация закончилась и пошла грунтовка хуже прежней. Теряем много времени в Магистральном, пытаясь пообедать. Подсказанную навигатором железнодорожную столовую упразднили, второе кафе просто закрыто "за неимением посетителей". Приходится перекусывать булочками в кондитерской.

До Усть-Кута с дорогой все та же беда... Завидуем проносящимся по БАМу поездам. Мы сами уже гремим как поезд, к привычным скрипам добавился очень неприятный ритмический стук сзади. Но делать нечего, едем, километры потихоньку сдаются. Насколько в Монголии накатанные по степи колеи кажутся органичными и уместными, настолько здесь эта жуткая размешанная грязь грунтовки, по которой ползут несчастные, перемазанные по крышу, легковушки, вызывает раздражение. БАМ построили, Северобайкальск построили, Сибирь покорили. Так неужели нельзя было за сорок лет привести в порядок эти 200 километров дороги, хотя бы просто из уважения к жителям Северобайкальска и прочих обслуживающих БАМ поселков. Ну хоть бы РЖД расщедрились! Мы-то ладно, залетные птицы, нам это романтика. Но местные люди вынуждены годами, всю жизнь, тонуть в этой грязи и ведь воспринимают это как должное... Дело житейское.

Ровесники.

Гоуджекит. Горячие источники.

Усть-Кут.

В Усть-Кут приезжаем ни то ни се - часов в шесть вечера. Вроде и ночевать рано, и до Братска далеко. А между ними ничего нет. О том, чтобы вставать с палаткой в такую погоду, думать совсем не хочется. Снова пересекаем Лену и долго едем вдоль кранов речного порта. Усть-Кут - важнейшая перевалочная база на Лене, где все грузы для снабжения половины крайнего севера страны перегружают с ж/д на танкеры и сухогрузы.

Решаем ехать дальше. За Усть-Кутом начинается хорошее шоссе вдоль берега живописной Куты. Появляется надежда не очень поздно приехать в Братск. Километров сто дорога выше всяких похвал, потом начинаются ремонты и объезды, но в целом все же асфальт. Попадается придорожная кафешка, очень кстати, ведь мы не обедали. Дальше, пользуясь редкими проблесками сотовой связи, Машке удается забронировать квартиру в Братске, точнее, в поселке Энергетик, что около ГЭС и для нас километров на пятьдесят ближе.

Темнеет. И тут же начинаются какие-то бесконечные ремонты. Фары все время заливает грязью, ничего не видно, скорость резко падает. Наташка, слава богу, спит, а мне этот перегон дался очень нелегко. До города добрались почти к полуночи. В ночи переезжаем Ангару по громадной плотине и, рыча и грохоча, паркуемся во дворе пятиэтажки (N56°18'20,35", E101°45'26,68"). Хозяин квартиры оказался очень пунктуален, ждал нас у подъезда, квартира на первом этаже, аскетичная, но вполне удобная, так что молниеносно заселяемся и через полчаса уже спим...

День 35-й. 26 августа 2019 г. 11348 км.

Проехать из Братска на запад, на Красноярск, можно двумя способами. Первый, традиционный - спуститься на "Большую Федералку" в печально знаменитый Тулун. Наводнение там закончилось уже почти два месяца назад, так что с проездом проблем быть не должно. Но есть еще путь напрямую в Тайшет, через Чунский. Он короче на 200 километров, но про качество дорог там в сети ходят противоречивые слухи. От "да нормальная дорога", до "не соваться ни в коем случае, машину там потеряете, сами погибнете".

Одолеваемый сомнениями, я решил спросить совета у местного жителя, хозяина нашей квартиры. Он оказался "второго типа": мол, когда было наводнение, одни знакомые там поехали, чтобы не стоять на федералке, так еле живыми выбрались. По дерьмовым дорогам мы уже наездились, видимо, хватит искать приключений, надо ехать "как все".

Но сначала возвращаемся поглазеть на плотину Братской ГЭС. Просим Яндекс проложить маршрут к абстрактной точке на берегу ниже ГЭС, и он ведет нас по очень интересной дорожке. Спускаемся к берегу Ангары. Покрытая большими глубокими лужами грунтовка вьется по лесочку среди сплошных рыбацких стоянок, а потом и вовсе выводит на длинную узкую косу, отделяющую от Ангары небольшой заливчик. Тут вполне можно было бы заночевать, приедь мы вчера сюда пораньше и в погоду получше.

Мимо лодочных гаражей проезжаем до самой колючки запретной зоны. Видно, что приезжают сюда частенько, даже столик со скамейками есть, но мусора немного. Я собрался было искупаться в Ангаре, но передумал, грязновато. Вместо этого зачерпнул пару ведер воды и помыл нашей машине стекла и фары, после вчерашнего купания в грязи это было явно необходимо.

Напоследок захотелось еще прокатиться по самой плотине взад-вперед, посмотреть на Ангару сверху. Там же есть и "официальная" смотровая площадка ГЭС, закрытая, правда, на реконструкцию. Но это нас не остановило. Прораб бригады любезно пропустил нас через стройку, и мы смогли сполна оценить грандиозность воспетого Евтушенко сооружения.

Братская ГЭС.

От ГЭС до собственно Братска еще километров 30 отличного автобана - мы от таких отвыкли - а дальше та самая развилка. Прямо Тулун, направо на Чунский. В последний момент глядим в Яндекс и видим в Тулуне пробку километров на 10, видимо, какой-нибудь ремонт с реверсом. Лишние 210 км, пробка на час плюс федералка с фурами... Спонтанно меняем решение и сворачиваем на Чунский, в неизвестность.

Какое же это было правильное решение! Сначала, до Вихоревки и немного за нее, идет асфальт. Потом довольно долго грейдер идеального качества. Абсолютно пустой и очень красивый. Дальше дорога малость портится, местами появляются камни и ямы, но небольшими участками и даже на них скорость не падает ниже 40 км/ч. Останавливаемся на обед в симпатичном сосновом бору. Пока Машка греет борщ, который мы везем еще с Байкала, успеваем с Наташкой собрать немного грибов - маслят и даже пару подосиновиков, наедаемся брусникой.

От Чунского начинается отличный асфальт, правда, не очень надолго. До Тайшета он еще несколько раз чередуется с грейдером. В итоге весь путь Братск-Тайшет проезжаем за пять часов, с обедом и посещением магазина. Через Тулун было бы гораздо дольше - там больше пятисот километров и пробки. В общем, те, кто пишут про "ужасы" дороги через Чунский, не ездили в Северобайкальск.

Наконец попадаем на главную артерию страны - шоссе М53, с вереницами фур, камерами, периодическими реверсами и прочими прелестями. Вместо БАМа нас теперь сопровождает Транссиб. Кучу времени тратим на проезд Канска, 14 лет назад мы блуждали тут с Ленкой и мало что изменилось с тех пор - жуткие дороги, еле ползущие по ним фуры, светофоры... Хотя сама М53 изменилась до неузнаваемости.

Распогодилось, хотим найти дикую ночевку. Обычно, с большого шоссе сделать это непросто. Но тут нам везет, первый же съездик к абстрактной речке "Рыбная", километров за 150 до Красноярска, приводит на вполне годную полянку (N55°50'29,56", E94°30'36,52"). От заросшей лопухами речки, правда, нам достается только пасторальный вид. Подойти к берегу невозможно - грязь по колено, даже воды не набрать. Приезжаем точно на закате, на въезде в Красноярский край нам вернули первый час, дни теперь становятся длиннее.

Машка варит собранные грибы, довольно быстро темнеет и холодает. Появляются комары. Я же успеваю провести короткий ремонт машины - снимаю многострадальную защиту картера с помощью троса и большой березы. Поскольку из задних креплений защиту простым способом не вынуть, все замято насмерть, просто откручиваю передние болты, привязываю трос одним концом к этой мятой железяке, другим к березе, даю задний ход и вуаля! О чудо, все жуткие звуки, издаваемые двигателем, исчезли, а я-то был уверен, что у нас как минимум оторван глушитель и порваны подушки креплений.

День 36-й. 27 августа 2019 г. 11967 км.

Просыпаюсь по привычке рано, встречаю красивый холодный рассвет. Трава мокрая от росы, как будто дождь прошел. Туман, прозрачное осеннее утро. Вместе с солнцем встает семья, варим кашку, завтракаем и едем дальше.

После ампутации защиты картера в машине непривычная тишина, ничего не брякает, не грохочет при разгоне. Рулит первые километров сто Машка, я занимаюсь навигацией. В связи с цейтнотом, решаем Красноярск и его "Столбы" пропустить, все равно на нормальный осмотр нужен день, а так только время потеряем. Вместо этого заедем в Томск, заодно уклонимся на некоторое время от надоевшей федералки. Быстренько ищу и бронирую в Томске шикарную квартиру, прямо в центре, на улице Ленина.

Чувствуется приближение большого города, на дороге заметно прибавляется количество неадекватов, сильно торопящихся проехать свои пять километров на три секунды быстрее. По объездной Красноярска переезжаем Енисей и ненадолго сворачиваем к нему по дорожке, ведущий к небольшому причалу. На реке активная навигация, ползут баржи, снуют катера и лодочки рыбаков.

Дальше просто долго едем по федералке. Дорога хорошая и здесь еще неперегруженная; лишь изредка быстрое продвижение прерывается ремонтами. Ну и города все портят. Особенно Ачинск, с его жутко разбитыми улицами. Где-то под Мариинском удачно обедаем в кафешке и уходим с основной трассы на Томск. Дорога до него отличная, за исключением 15 км грейдера, но и его, похоже, скоро доделают.

Распогодилось, снова вернулось лето. Всю дорогу сегодня мы пытаемся найти симпатичный лесок, пособирать грибы. Но, как назло, все время кругом лишь луга-поля, в лучшем случае березовые перелески, тоже заросшие высокой травой. Не грибы, а одни клещи.

Так что в Томск приезжаем рано. На нашу улицу Ленина 79. Апартменты оказываются действительно шикарными, в маленьком апарт-отеле во дворе другого, большого, отеля. Со своей закрытой парковкой и двориком. Быстренько моемся и идем гулять по Томску. Тем временем собралась гроза и только мы добрались до Комсомольской улицы с ее памятниками деревянного зодчества, как обрушился ливень. Пришлось срочно спасаться на крылечко одного из не самых архитектурно выдающихся деревянных домов. Минут через 15 стало понятно, что это надолго. По Комсомольской улице потекла бурная река. На противоположном берегу виднелась вывеска какого-то ресторанчика и нам ничего не оставалось, как, выждав относительную паузу в потоках с небес, перейти улицу вброд и засесть там.

Енисей

Баржа на берегу

Томск. Улица Комсомольская.

За минуту до грозы

"Дом с драконами"

Нам повезло. Ресторанчик оказался маленьким и очень атмосферным стейк-хаусом "Молчание ягнят". Свободен там был ровно один столик. Мы отлично провели вечер, правда, весьма недешево. Но погода так и не наладилась, лишь ливень перешел в просто дождь. Так что, спеша по лужам домой, мы все же изрядно промокли. Пару известных "деревянных домов" мы мельком посмотрели, но сказать, что Комсомольская улица произвела большое впечатление, не могу. Пожалуй, Иркутск был в этом смысле поинтереснее. Хотя, конечно, все это субъективно, поскольку погода сыграла немаловажную роль...

День 37-й. 28 августа 2019 г. 12665 км.

Утром погода наладилась, и мы еще немного побродили по тихой провинциальной набережной Томи. Главная достопримечательность - "гротескный" памятник Чехову "глазами пьяного мужика, лежащего в канаве". Очень трогательно. Путеводитель гласит, что таким образом город отомстил писателю за весьма нелестный отзыв о нем, брошенный Чеховым, когда тот был тут проездом на Сахалин.

В стейк-хаусе

А.П.Чехов

Томь

Надо ехать дальше... С некоторым сожалением расстаемся с нашими шикарными апартментами, в которых можно было бы пожить и подольше. На Роснефти меня впервые в жизни отказываются заправлять, за то, что я подъехал к колонке "не с той стороны":

Мужчина, что вы сделали?! Вы перетянули пистолет! Я не буду вас заправлять.

Я сразу вспомнил А.П.Чехова из путеводителя: "Томск гроша медного не стоит… Скучнейший город… и люди здесь прескучнейшие… Город нетрезвый… Грязь невылазная… на постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла её об зад…"

Заставляю навигатор проложить дальнейший путь по левому берегу Оби с выходом на федералку уже за Новосибом. Он сопротивляется - так на 5 км длиннее, чем через Новосибирск. Но зато это отличная и абсолютно пустая дорога. В 2006 году мы с Ленкой ехали тут домой, но тогда еще эту дорогу только строили, указатели не поставили, и мы долго плутали в ночи около Колывани, пытаясь пробиться на федералку...

Сегодня же без приключений выруливаем на обход Новосибирска и опять начинается - фуры, фуры... Как же здорово, что у нас получилось объехать километров 500 федералки. Недолго идет новый автобан, а потом километров двадцать нуднейшей стройки, ограничение 40 км/ч, камеры, обгон запрещен.

Обедаем в большом многолюдном кафе конвейерного типа и потом долго-долго просто пилим по трассе, стараясь сегодня проехать как можно дальше. Езда по федералке это не путешествие, это какая-то бесконечная череда обгонов фур, реверсов, пробок, ограничений скорости. Ничего не видишь по сторонам, кроме кормы очередного дальнобоя, окна во встречном потоке для обгона, очередной задницы фуры и так до бесконечности...

Проезжаем поворот на Чулым, куда сворачивали уже почти месяц назад. Большое Алтае-Монгольско-Байкальское кольцо замкнулось. Теперь уж точно впереди лишь обратная дорога.

Еще на час переводим часы, но все равно Омск проезжаем уже по темноте и останавливаемся в мотеле в Красном Яру (N55°13'48,80", E72°53'59,78"). В очень, надо сказать, хорошем мотеле. На ресепшене нас обрадовали:

- Остался только уцененный номер за 1500 рублей.

- Там что, - говорю, - нет санузла?

- Да все там есть. Там телевизор не работает!

Вот уж беда так беда! Получаем прекрасный большой номер с чистым душем за очень скромные деньги. Остается только сходить в кафе, поужинать и спать.

День 38-й. 29 августа 2019 г. 13623 км.

В 7 утра мы на трассе, еще довольно пустой. Задумка сегодня состоит в том, чтобы добраться до уже известной, и так понравившейся нам по пути туда, ночевки на озерце близь Алапаевска. Домчали до Тюмени очень неплохо, правда, потом откуда-то с этого участка пришли пара штрафов с камер.

Перед Тюменью обедаем какими-то комплексными обедами, проезжаем ее по объездной, на этот раз со стороны фешенебельных новых районов. Видно, что город совсем не бедный.

Гоним дальше почти без остановок по знакомой дороге через Ирбит-Алапаевск. Только у кукурузного поля притормозили, стащили три початка. Уже часам к пяти приезжаем на наше полюбившееся озерцо. Но как же тут сегодня все по-другому!

Там, где мы в тишине, покое и уединении сидели на берегу и купались в озере, теперь стоит несколько машин рыбаков. За столиком у источника две веселые бабульки приканчивают бутылку водки. В общем, вся окрестная деревня пришла сюда потусить, как в скверик около дома. И хотя бабульки проявили бескомпромиссное радушие, обещали освободить место и вообще приглашали ночевать к себе в деревню, оставаться тут нам расхотелось. Мы посидели полчаса на лавочке, прослушали довольно мрачную историю этого места. Оказывается, в запустение все пришло потому, что местного попа, который построил часовенку и облагородил окружающую территорию, несколько лет назад убили прямо в церкви какие-то залетные бандиты...

В общем, поехали мы дальше и еще километров через 15 свернули на дорожку к реке Нейве. В лесу очень мокро, видно, что шли сильные дожди. Пробрались по глубоким лужам и все же нашли симпатичную полянку над речкой (N57°43'33,57", E61°08'44,92"). Совсем рядом есть еще более красивые места прямо над обрывом, но туда не подъехать. Да мы и так уже потеряли много времени на разъезды и беседы с бабульками. Темнеет. А у меня еще было запланировано ТО, т.к. пора менять масло, а до дома еще больше двух тысяч километров...

Ночевка на речке Нейве

Место и время малоподходящие, но я все же решаюсь, уже в сумерках, пока семья готовит ужин и безуспешно пытается развести костер из насквозь мокрых пней. Чтобы добраться до фильтра, надо снять правое колесо. Домкратить машину тут крайне неудобно - домкрат, что под него не ставь, тонет в мокром мхе, из подпорок есть только гнилые, крошащиеся бревна. Все ж кое-как снимаю колесо и благополучно меняю масло. Правда, нанеся непоправимый ущерб экологии, ибо разрезанная пополам фляга, в которую я сливаю отработку каким-то образом опрокидывается. Еще из плохих новостей - при снятии колеса обнаруживается огромный, в полсантиметра, люфт рулевого наконечника. А я-то думал, чего это машина стала так неуверенно держать направление, как будто в колею все время попадаешь.

Машка:

Начинается дождь. Вешаем тент. Варим кукурузу, которую нарвали в поле у дороги. Наташка ее всю съедает. Ставим мокрую с прошлого раза палатку. Она пахнет всем путешествием сразу. Даже бараний шашлык, который мы жарили на Хупсугуле, еще угадывается. Вдыхаем. Привыкаем. Спим.

День 39-й. 30 августа 2019 г. 14538 км.

С утра погуляли малость по высоким берегам Нейвы, грибов не нашли и помчались дальше к дому. Ведь мы еще даже не доехали до Урала...

Машка:

Едем, едем. Везде убирают поля, пшеницу. Пашут землю. Народ дружно копает картошку. Все это радует. Чёрные, золотые, зеленые квадраты полей. Стаи птиц на убранном зерновом поле.

Возвращаемся в Европу, снова отмечаемся у стелы "Европа-Азия". Проползая в потоке фур Чусовой, случайно замечаем коричневый указатель на Дом-музей Виктора Астафьева. То, что Астафьев довольно долго жил в Чусовом, было для меня полным откровением, его имя всегда ассоциировалось у меня исключительно с Енисеем и селом Овсянки. Разворачиваемся и паркуемся возле маленькой избушки, запертой на замок. Думали было на этом и закончить знакомство с достопримечательностями Чусового, но, прочитав информационный стенд, узнали что совсем рядом есть еще один, "литературный", музей, связанный с именем Астафьева. Расположен он и вовсе в подвале обшарпанной пятиэтажки, где после войны был колбасный цех, в котором Астафьев некоторое время работал, демобилизовавшись.

Возвращение в Европу

Домик Астафьева

Литературный музей Астафьева

Звоним по указанному на двери номеру, и к нам из подъезда той же пятиэтажки спускается очень милая девушка. Смущаясь, оправдывается, что, к сожалению, экскурсовода и главного хранителя музея, лично знавшего Виктора Петровича, сейчас нет, а она сама, конечно же, не может провести нам настоящую экскурсию. На самом деле, девушка очень увлеченно и от души провела нас и по этому музею, и сводила обратно к тому домику, что мы случайно приметили с дороги. Оказалось, что эту избушку Астафьев ни много ни мало построил сам от начала до конца для своей семьи. Поразила нас озвученная цена на билеты - за всю экскурсию с нас взяли по 50 рублей, поскольку ее провела "не настоящий экскурсовод". "Настоящий" обошелся бы в 65...

Обедаем все в том же Чусовом и гоним дальше. Проезжаем Пермь, заканчивается Пермский Край; время переводим сразу на два часа назад. Около пяти проезжаем Афанасьево и нашу стоянку на Каме. Но соваться туда нет даже мысли - там и так-то было грязно, а уж после прошедших дождей мы просто утонем в жидкой глине.

В литературном музее

В домике Астафьева

Я помню, что около Белой Холуницы видел с дороги большое озеро и многочисленные съезды к нему, едем ночевать туда. Из-за неадекватного скачка часовых поясов темнеет очень рано, в 6.30 солнце уже садится. К озеру сворачиваем в глубоких сумерках, но и при свете фар найти ночевку тут не проблема. Это типичное озеро у шоссе, все берега в кострищах и горах мусора. Поэтому отъезжаем чуть подальше от берега и выбираем полянку, где почище (N58°53'59,27", E50°56'31,49"). Пятница, опасаемся приезда гоп-компаний из ближайших деревень, но все обошлось. Видно, уже не сезон - вечер опять очень холодный.

День 40-й. 31 августа 2019 г. 15371 км.

Встаем до рассвета. А он красив необычайно! Озеро еще хранит тепло последних летних денечков, а воздух под утро остывает почти до нуля. И над водой висит густой туман, розовый от первых солнечных лучей. По высоким берегам стоит прозрачный сосновый бор, и все это великолепие было бы совсем великолепным, если бы не катастрофическая загаженность прибрежной полосы. Эх, люди.

И все же прямо на тропинке, практически в помойке, нахожу штуки три отличных боровика и несколько красных. Настроение сразу повышается и появляется грибной азарт! Достаем специальный девайс, который возим с собой всю дорогу - электроковрик для сушки. Втыкаю его в инвертор, инвертор в прикуриватель, коврик греется, вся машина заполняется грибным ароматом. Но уже через 50 километров штекер перегревается, плавится, инвертор жалобно пищит и отключается. Опять приходится "дорабатывать" электрику - отрезать штекер и приматывать инвертор напрямую к автомобильной сети, используя скрутки и изоленту. Теперь все работает надежно.

Снова едем, едем. Покупаем сонной Наташке пирожок на завтрак в какой-то "Пятерочке", проезжаем Киров, потом Котельнич. Хочется немного отъехать от этих городов и остановится, пособирать грибов. Но, как назло, кругом все время неприветливые березовые чащи, густо заросшие борщевиком. Мне всегда казалось, что Вологодская и Кировская область - это сплошные сосновые боры - грибы можно косить косой! Но как доходит до дела, едем сотню за сотней километров и никак не можем найти подходящее место.

Утро туманное

Церковь в Вахнево

Наконец-то начались грибы!

От Шарьи есть три варианта дороги домой. Первая, самая короткая, через Буй-Галич. Так мы ездили в прошлом году. Там грунтовка и куски сильно разбитого асфальта, этого нам уже хватило. Второй вариант - через Кострому-Ярославль на М11, так мы ехали сюда, неинтересно. И третий, чуть кругом, зато по нормальным дорогам - через Тотьму и Вологду. Так я ездил когда-то в 2006м, и так мы поедем сейчас.

Отмахав еще километров сто на север от Шарьи и отчаявшись найти "красивый сосновый бор", сворачиваем уже просто куда-нибудь, чуть-чуть размяться. От дороги отъезжаем максимум метров сто, лес лиственный, мрачный и весьма замусоренный. Но в ближайших же кустах у машины обнаруживаются волнушки.

- Ты пока пособирай, а я чуть-чуть вдоль дорожки пройду, - говорит Машка, - Натаха с тобой остается.

Минут пять ползаем с Натахой по кустам, срезая десяток волнушек. Издали доносится Машкин голос, как будто она что-то напевает: "Ля-ля, ля-ля..." Странновато так, немного истерично.

- Машка! - кричу, - ты чего там? Белый нашла?

Нет ответа. Потом снова: "ля-ля..." Да что ж такое! Еще через три "ля-ля" идем с Натахой навстречу: "Папа, что это мама там поет?" Из-за кустов появляется Машка с трясущимися губами и серым лицом, падает на меня, шепча: "Там медведь, там медведь..." Через три секунды мы уже в машине, приходим в себя... Даже едем вперед посмотреть, но медведь уже давно ретировался.

Машка:

Наконец, плюнув на поиски хорошего леса съезжаем просто посмотреть, что тут дают. Пока я упаковываю Наташку в комбез, Митька идет на разведку и возвращается со словами что «тут только немного волнушек». Ну все равно, нам над отдохнуть, хоть волнушки пособираем. Разделяемся. Наташка выбирает папу, и они ныряют в елки около машины. А я иду по дорожке чуть-чуть дальше. Лес заросший, неприветливый и буреломный, нырять в него не хочу. Буду собирать с дорожки. Наконец, вижу розовые шляпки, наклоняюсь – половина грибов уже срезана. Думаю, что нас опередили конкуренты, и слышу треск веток. Оборачиваюсь в полной уверенности, что сейчас с ними познакомлюсь, ну, или на крайний случай, с их собакой. А дальше следует большое ВДРУГ. Через дорогу, чуть по диагонали, в 20 шагах от меня стоит медведь. Реальный. Ну то есть настоящий, живой медведь. Близко. Я застываю. Он тоже. Поворачивает голову и смотрит на меня. А я на него.

Дальше, скорее всего, все происходит очень быстро, но для меня очень медленно. Я успеваю подумать о многих вещах сразу. В голове мелькают обрывки рассказов Аниного дедушки о том, как советуют вести себя при встрече с медведями на Камчатке. Ярко высвечивается совет «свистеть или звенеть в лесу». Бежать нельзя. И я стою как вкопанная и перебираю, чем бы мне позвенеть. В руке только мешок и нож.

Мысль: "ножик на медведя маловат".

Следующая мысль: "а медведь то молодой, года полтора-два. А сколько лет с ними ходит медведица? Интересно, где его мама?"

Дальше мысль: "там Тата с Митей."

А дальше становится страшно. Прям сразу, бах, и страшно. Очень. Медведь аккуратно переступает. Я аккуратно пячусь от него и все дальше от машины.

Чтобы к машине, надо идти на него, а на него страшно. Шаг, два, три, четыре. Поворачиваюсь спиной и ухожу все дальше. И начинаю громко и как можно более звонко петь: ля-ля-ля. На что-то более осознанное нет сил. Пою, но больше не могу и поворачиваю обратно. Возвращаться-то надо. Уххх. Мишку мое пение не устроило и он сбежал, я внимательно зыркаю вдоль дороги глазами, никого нет. Ускоряюсь, но на всякий случай не бегу. По дороге, как можно громче кричу: «Митя», иду к ним и плачу.

Вся эта история кажется настолько фантастической, что мы довольно быстро отходим. Машку отпускает, мы даже еще раз останавливаемся пособирать грибов, на этот раз даже удачно - находим несколько белых. Несмотря на все пережитое, последнюю ночевку этого путешествия хотим устроить в лесу. И с некоторым трудом находим для этого местечко у мелкой речушки (N59°42'24,22", E43°38'42,76"), немного не доезжая поселка им. Бабушкина.

День 41-й. 1 сентября 2019 г. 16030 км.

Последний день путешествия. Сентябрь. Последний раз собираем палатку, отправляем на сушилку новую порцию грибов. Сушилка лежит около Наташки, она очень серьезно следит за процессом, периодически трогает коврик и сообщает: "Я проверила! Грибы сушатся". Ленимся мыть посуду и собираться как следует, закидываем коробки кое-как - дома разберем, помоем.

С утра пораньше заезжаем в Тотьму. Мы были тут недавно, но зимой. Летом ничуть не хуже, с удовольствием гуляем по совершенно пустынным в ранний час улочкам над Сухоной.

В Тотьме

Дальше только езда, езда. По хорошим и все более знакомым дорогам. Пару раз останавливаемся в появившихся, наконец, борах в попытках набрать еще грибов. Но полосу дождей мы, видимо, проехали. Лес тут сухой и практически пустой, собираем лишь чуть-чуть лисичек. Но хоть погуляли с удовольствием, разбавив монотонную езду.

Ближе к вечеру, включив Яндекс.Навигатор, с тоской наблюдаем разрастание на Мурманском шоссе воскресных пробок. Думаем даже уйти от Тихвина на Кириши и Московское шоссе, но там тоже плохо и в итоге едем традиционно, через Волховстрой. Появляется устойчивый интернет, Натаха залипает с мультиками.

Долго и нудно толкаемся на Мурманке, домой прибываем поздно, часов в 11. Обратный путь от Северобайкальска составил 6367 километров. Далеко, на выходные не съездишь... А все путешествие получилось ровно 17 т.км.

GPS трек седьмой части

⇐ Предыдущая часть

Если наш сайт оказался Вам полезен, Вы можете помочь нам собраться в следующее путешествие... А с нас новый отчет!