Часть II. Алтай - Тыва.

К оглавлению

День 9-й. 31 июля 2019 г. 4299 км

Утром жара. Даже хорошо, что нам надо ехать дальше. Выезжаем относительно рано, хотя и успели три раза искупаться и доесть арбуз. Сегодня мы увидим горы! Так что торопимся, практически без остановок доезжаем до Барнаула по пустой и красивой дороге среди полей подсолнухов. В Барнауле нам надо немного закупиться на ближайшие дни, так что тратим полчаса на посещение "Пятерочки".

После Барнаула попадаем на Чуйский тракт. Тут он еще совсем не зрелищный, но весьма загруженный трафиком. Суета сует. Бийск тоже проезжаем ходом, лишь из машины поглядев на музей Чуйского тракта. Останавливаемся только в Сростках. Как минимум, надо пообедать. И Шукшинские места посетить.

Пока обедаем вкусными, но весьма недешевыми мантами из марала, как-то поддаемся общему царящему тут духу организованного туризма. Время уже довольно позднее, хочется успеть хоть немного погулять в Сростках. А общий вид застроенного ларьками и забитого машинами Чуйского тракта наводит на мысль, что с уютными стоянками на берегу Катуни могут возникнуть проблемы... Поэтому спешно, прямо в кафе, роемся в букинге и почти наобум бронируем домик в некой базе "Изба" по более-менее приемлемой цене. Надо заметить, что цены в большинстве окрестных баз и гостиниц вызывают некоторое удивление... Популярен стал Алтай.

Памятник Шукшину на горе Пикет

У Василия Макаровича

Дом-музей

После обеда первым делом поднимаемся на гору Пикет, откуда Василий Макарыч любил взирать на Катунь. Сейчас тут большая парковка, тропа средь ларьков с сувенирами и медом, толпы народу. Но памятник хороший, и вид на Катунь и деревню внизу за последние 50 лет, думаю, изменился несильно.

Возвращаемся обратно в Сростки и из многообразия музеев выбираем один - собственно, домик Шушкшина. Это новодел, оригинальный дом сгнил, а на его месте просто поставили новый похожий, из оцилиндровки. Но все равно интересно посмотреть.

Несмотря на вечер, жарко. Наташка ленится идти и норовит залезть на шею. Тащу ее, обливаясь потом. Доходим до берега Катуни, там, конечно, оживленно, народ активно пляжится. Мы же бредем обратно к машине и двигаемся дальше в сторону забронированной ночевки.

Айский мост

Какой-то супер отель на острове

Билетик за проход по мосту

По дороге посещаем достопримечательности - Айский мост, который теперь пешеходный и платный. Вход - 50 рублей. Выйдешь с другой стороны - обратно плати снова. Вообще, на "туристическом" Алтае Остап Бендер вспоминается ежеминутно. Наконец, сворачиваем с трассы к "жемчужине Алтая", озеру Ая и попадаем в "Сочи". Узкая дорога, толпы отдыхающих по обочинам, шашлычные, развалы с надувными матрасами, и турбазы, турбазы... Где, собственно, озеро, сразу и не понять.

С трудом находим среди заборов свою "Избу", отличающуюся стоящим у ворот большим бюстом Ленина. По картинке в букинге нам представлялись эдакие уютные коттеджи, живописно разбросанные по берегу горной Катуни. Прогулки, уединение... На деле это оказался обнесенный глухим забором небольшой закуток, где впритык напиханы 7-8 двухэтажных домиков, кухня, мангал. До Катуни надо куда-то идти по улицам и задворкам других турбаз. С уединением проблемы. Но сам домик (вернее, один его этаж) неплохой, горячая вода в душе есть, кровать большая.

Машка:

Уже в 6 вечера оказываемся на нашей турбазе. День получился недолгий и нетяжелый. Наташка заснула в машине. Мы разгружаемся, а она пока спит. Сейчас, при возможности оглянуться, эта ночевка на турбазе «Изба» оказалась ненужной и воспринимается как единственная наша неудача с точки зрения выбора места. Во-первых, приехали мы сюда все-таки рановато, могли спокойно ехать еще часа два. Во-вторых, места эти, так разрекламированные вокруг горного озера Ая, это такой курорт-муравейник типа вокруг Геленджика. Домик на домике, турбаза на турбазе, все сдается, вдоль дороги бесчисленные лотки с сувенирами и кафешки. Всё плотно вдоль дороги, никакого благоустройства общественной территории нет и быть не может. Ни тротуаров, ни фонтанов, ни клумб. Ни набережной, что вы! И хотя где-то здесь жемчужина - горное озеро Ая, оно застроено таким плотным кольцом, что не то что его самого, даже подходов к нему не видно и с ходу не найдешь. Намек, что где-то недалеко вода, лишь в продающихся кругах и матрасах.

"Изба" им. В.И.Ленина

Территория базы

Внутри даже неплохо

Поедание малины в шашлычной

Делать на базе абсолютно нечего, идем гулять. К Катуни удается прорваться по каким-то тропинкам между заборами, я даже искупался за кустом. Но берег, ясное дело, изрядно угажен.

Раз уж мы на курорте, ужинаем шашлыком с пивом на главной площади, Наташка еще затребовала купить у бабушки стакан малины. Шашлык оказался вкусным, пиво холодным, и все это на удивление дешевым для такого места.

Спать ложимся в своем домике имени В.И Ленина под шум машин на дороге, музыку из беседки под окном и топот ног соседей на втором этаже.

Машка:

На базе знакомлюсь с ребятами, которые приехали сюда специально отдыхать (во дают!). Они, в беглой беседе, нахваливают Ая, до которого мы так и не добрались сегодня. Мол, у него виды! Мол, пройти к воде надо мимо вот такого-то забора, там то и там то. Расхваливают количество и качество экскурсий – от похода на лошадях «в горы» до рафтинга, веревочного парка, аквапарка, и пещер и т.д. и т.п. Слушаю их и понимаю, что мы с ними находимся просто на разных планетах. И то, что для нас совсем неинтересно, для многих – активный супер отдых. За N-ную сумму денег вас отлично развлекут в составе группы. Но не для нас. И не сейчас. Хотя горячая лепешка из тандыра и шашлык точно удались!

День 10-й. 1 августа 2019 г. 4823км.

Утром бодро просыпаемся пораньше, кругом непривычная тишина. Наташка, правда, просыпается не очень бодро и вместо чистки зубов устраивает скандал. Так что соседям сверху мы отомстили за вчерашнее топанье.

Пока база спит, в гордом одиночестве жарим на общей кухне яичницу, успокаиваем Натаху, завтракаем и отправляемся на поиски жемчужины Алтая. Глупо так и не увидеть озеро Ая, раз уж мы тут ночевали.

Озеро Ая через дырочку в заборе

Мостик через Катунь

На "Зубах дракона"

Катунь в районе Чемала

Мостик на о. Патмос

Это оказывается непростым делом. Озеро Ая - это кошмар. Экологическая катастрофа. Его целиком захапал огромный отель, обнес трехметровым забором, окружил гигантскими парковками на сотни мест. Все это совсем свежее, парковку еще доделывают, но плату уже берут. Внутри аквапарк, бассейны, лежаки, все удовольствия. На заборе издевательская стрелочка "бесплатный проход к озеру". Мы прошли немного по этой стрелочке по задворкам отеля до его заднего въезда с большой вонючей помойкой по соседству. Тут висит замечательный стенд, повествующий, что, согласно какому-то там "статуту о равном доступе" отель по решению суда изволил открыть для этого самого доступа 9 соток (!) на берегу знаменитого озера. Идти к этим жалким соткам надо было еще дальше по заплеванной тропинке, но мы не пошли. В надежде, что на Алтае, или, в крайнем случае, в Монголии, еще остались водоемы со "свободным доступом". Так что фотографируем озеро сквозь забор, снова пересекаем по начинающейся жаре гигантскую парковку и уезжаем восвояси. Так, с одной жемчужиной разобрались.

Едем некоторое время по левому берегу Катуни по "Айскому тракту". Это довольно симпатичная дорожка с минимумом трафика. Проезжаем какие-то абсолютно пустые базы отдыха или санатории, сильно контрастирующие с переполненным поселком Катунь, где мы ночевали. Благополучно перебираемся обратно на правый берег по следующему подвесному мосту и снова попадаем в муравейник. В "цивилизованном" Алтае народу катастрофически много. И, соответственно, столь же велико количество желающих на этом деле заработать. Пещеры, рафтинг, поездки на ГАЗ66, аквапарки и бесконечная реклама всего этого.

В Усть-Семе с Чуйского тракта уходим на Чемал. Если все пойдет по плану, вернемся на него мы уже за Семинским перевалом. Несмотря на застроенность, отмечаем много вполне достойных ночевок на Катуни. Скорее всего, это "кемпинги", и за них собирают денежку. Но выглядят вполне чисто, не жалко было бы и заплатить. Так что совершенно зря мы вчера останавливались в этой Вороньей слободке, могли спокойно доехать до Чемала или даже дальше. Ну не посмотрели бы мы "зубы дракона", не велика потеря.

Рафтинг на Катуни

Чемальская ГЭС. А вы заплатили 100р. за просмотр фото?

Катунь в узкой щели у Ороктойского моста

Ороктойский мост

Пляжная остановка перед перевалом

В Чемале последний Лукойл перед бездорожьем. Происходит интересный диалог с девушкой:

- 92-го до полного налейте, пожалуйста. По карте можно?

- Хорошо, только вы не забудьте вернуться и оплатить...

- А что, - спрашиваю, - кто-то забывает?

- Да постоянно!

- И что вы с ними делаете?

- Да ничего...

Эх, зачем мы такие честные?... Зато после заправки возвращаюсь на касcу:

- Девушка, - говорю, - я вернулся!

- Я вам очень рада!

И прямо приятно стало на душе. А если мне будет приятно, я так довезу...

Раз уж мы проезжаем Чемал, посещаем пару достопримечательностей. Остров Патмос с подвесным мостиком и монастырем. Потеряли довольно много времени, так как парковка далеко, а Наташка никуда не торопится. Зато купили ей вареной кукурузы. Само место - остров с отвесными скалами, подвесной мостик через рукав Катуни - наверное, могло бы произвести впечатление, но все портят толпы народу и продавцы сувениров. Весело продающие кедровые шишки под развешанными всюду табличками "Святое место! Торговля категорически запрещена!" Нет у них ничего святого. Зато в святом месте не нашлось ни одной урны, огрызки от кукурузы пришлось проносить с собой всю дорогу туда и обратно. Но не все поступают так же ответственно...

Вода бодрит

Ороктой

Ждем маму у магазина

Пока еще любуемся окрестностями

Последнее место, которое я хотел увидеть - это Чемальская ГЭС. Я представлял себе живописные полузаброшенные остатки плотины, где можно полазать-поглазеть. На местности нас встретила очередная платная парковка и месиво из ларьков и кафешек. Оставив Машку с Наташкой поедать мороженое, я быстренько сбегал к ГЭС сам, купив очередной билетик.

Протискиваться сквозь толпу как в метро мне порядком надоело, так что достопримечательность я осмотрел весьма бегло, пробежался по плотине туда-обратно, сунулся было в машинный зал, но получил грозный окрик: "Сюда нужен отдельный билет! Пройдите в кассу". Плюнул на них на всех и, обгоняя толпу, вернулся к семье. Купив Машке в одном из ларьков щербет "со вкусом кедровых орешков".

Уезжаем из Чемала наверх вдоль Катуни. Километров двадцать - и количество народу спадает практически до нуля. Появляются отличные пустые стоянки и пляжики на берегу. Эх, жаль, что мы вчера сюда не доехали, всеми прелестями туристического Алтая можно было пожертвовать без тени сожаления ради здешних ночевок!

Первые проблемы

Приключения начинаются

Очередной привал

Без комментариев...

За Ороктойским мостом останавливаемся пообедать. Купаемся, даем Наташке покопаться в песочке, и часа в три, посетив магазин в Ороктое, отправляемся покорять перевал. А чего, там всего пара десятков километров.

У нас имеется два трека предыдущих покорителей. Один попрямее-покруче, второй как бы в объезд. К развилке приезжаем вскоре после деревни, но стрелка на деревянной табличке однозначно отправляет на "короткий" путь. И сразу же подъем, который с первого раза взять не удалось. Только с разгону. Дальше - больше. Дорога, если это можно так назвать, идет без передышки круто вверх, набирая за 8 км пути один километр высоты. Основная наша проблема - перегрев как двигателя, так и нашего бедного вариатора. Мы уже проходили это в прошлом году в Фаннах, но теперь, кажется, ситуация усугубилась. Приходится пять минут ехать, потом двадцать остывать.

Но помимо крутизны, подъем местами очень сложен технически. На крутых участках ручьи вымывают глубокие канавы. Сейчас сухо, но все эти промоины для небольшого клиренса нашего груженого автомобиля это настоящий вызов. Часа через два борьбы мы уперлись в подъем, на первый взгляд показавшийся непреодолимым. На второй взгляд, впрочем, тоже. Все прелести - огромные валуны, бревна, колея и, главное, все эти развлечения вместе на очень крутом склоне. На третий взгляд, обращенный назад, стало понятно, что развернуться тут абсолютно негде, а пятиться задом по тому участку, что мы только что проехали страшно... Так что только вперед.

Пока я полчаса ходил туда-сюда, придумывая замысловатую траекторию штурма (прямо как прохождение порога на байдарке), машина успела как следует остыть. Видимо, это и позволило в итоге единым духом взлететь на ключевой подъем, забыв в процессе про все хитрые траектории; напрямки, отчаянно цепляя задним бампером и защитой. Причем на последний камень я влез, шлифуя, буквально по сантиметру, созерцая в лобовое стекло синее небо, ибо ничего другого в силу соответствующего угла наклона в него видно не было.

Но и это было еще не все. Еще один час мы потратили на последний перевальный взлет, слишком крутой для нашей измученной машины. Она просто отказалась ехать и все. А при вдавливании педали газа в пол начала конвульсивно дергаться, так что я уже решил, что вариатору все-таки настал конец. Только длительный отдых и найденная за это время полузаросшая колея, идущая по склону большим более пологим зигзагом, позволила нам в итоге победить Ороктойский перевал. Но победа далась нелегко, наверху мы часов в 7 вечера, 8 километров за 4 часа...

Из последних сил

Перевал уже близко

Ороктойский перевал

Вниз, открывая-закрывая ворота

Наша ночевка (утром)

Сам перевал совершенно не видовой - сплошной лес, скрывающий все красоты. К тому же надо торопиться искать ночевку. Так что, пропустив откуда-то взявшийся Камаз со сказочно толстыми бревнами лиственицы в кузове, начинаем спешно спускаться на другую сторону, к какой-нибудь воде.

Спуск гораздо легче подъема, не такой крутой, и за дорогой тут, видимо, хоть немного следят. Почти сразу же начинается жизнь, овцы-лошади, домики и коши пастухов. Сплошная сельская идиллия. Пару раз приходится открывать и закрывать за собой ворота, разделяющие пастбища. Но ночевку по причине населенности найти никак не удается, спускаемся уже почти до деревни. По счастью, на треке наших предшественников имеется многообещающий отросток "в никуда". И точно, он приводит на отличную полянку за речкой, да еще и рядом с родником. Без трека мы бы в жизни не нашли это место (N50°52'53,20", E85°59'54,60").

Встаем очень вовремя, начинает темнеть. Вокруг во множестве видны следы всевозможного скота, так что утром, скорее всего, стоит ждать гостей. Но сейчас все эти горы со звездным небом и журчащим ручьем в нашем полном распоряжении. Машка успевает поджарить котлеты из купленного еще в Барнауле фарша, и мы слегка отмечаем покорение первого настоящего "категорийного" участка в нашем путешествии...

День 11-й. 2 августа 2019 г. 4988км.

Утром, как мы и предполагали, к нам пришли гости. Сперва лошади и овцы, а следом и чабан прискакал. Весь такой в сапогах, куртке, шапке. А мы в шортах, так как уже не рано и солнце вполне прогрело долину. Чабан назвался Иваном, принял приглашение выпить кофейку, заметив мимоходом, что не отказался бы и от чего-нибудь покрепче...

Машка немного расспросила его о житье-бытье. Мы узнали, что платят ему за работу - выпас скота - 5 (пять!) тысяч рублей в месяц, правда, разрешают за сезон съесть овцу-другую из отары, да и других продуктов подбрасывают. Но сейчас что-то давно не было снабжения, так что даже чай закончился и курево. С куревом мы помочь ему не могли, а чаю немного отсыпали.

Последние несколько км до Чуйского тракта

Чике-Таман

Катунь

Выехали мы сегодня аж в 11. Я еще потратил некоторое время на приведение в божеский вид сильно пострадавшей вчера защиты картера. Для этого очень удобен оказался бревенчатый мостик через ручей, который я использовал как эстакаду.

От места ночевки быстро спускаемся к большому селу Нижняя Тавда, от него начинается широкий грейдер, приводящий через 5 км на Чуйский тракт. Асфальт на тракте, нельзя не отметить, сделан идеально. Сразу же становятся заметны все изъяны нашего автомобиля: на разгоне он малость дергается (привет вариатору), при торможении бьет руль (где-то перегрели тормоза и повело диски). И что-то уже привычно гудит-постукивает-дребезжит со всех сторон.

Начинается Чике-Таман - несколько пологих витков и мы на перевале. На смотровой площадке, естественно, толпа народу, как везде на Чуйском тракте. Делаем и мы пару традиционных фотографий, но дольше пяти минут не задерживаемся. Спускаемся с перевала, и вскоре к нам снова пристраивается Катунь, покинутая нами вчера у Ороктоя. Шоссе пересекает ее по новому мосту, а рядом, внизу, есть старый, подвесной. Весьма живописный. Проехать по нему уже не получится, даже пешком перейти страшновато - настил весь сгнил и проваливается под ногами.

Старый мост на Чуйском тракте

Слияние Чуи и Катуни

Следующая общеизвестная точка - слияние мутной Чуи и девственной Катуни, воспетое во всех описаниях Алтая. Если когда-то с Ленкой мы ограничились созерцанием этого культового места с шоссе, то сегодня переезжаем Чую по мостику и спускаемся к самой воде (N50°23'31,62", E86°40'23,58"). Тут, конечно, стоит большой лагерь, но чуть в стороне можно расположиться на берегу в относительном уединении. Правда, в это наше уединение тут же причалило три катамарана.

Немного предаемся пляжному отдыху, уж больно жаркий опять выдался день. Купаемся напоследок в чистой Катуни, даем Натахе построить очередной замок. Но все же хочется поскорее сбежать в более безлюдные места. В качестве такового у меня запланировано еще одно приключение - подъем к ретранслятору на перевал Ачик; дорога туда начинается в деревне Ак Бом (Белый Бом).

Сразу после съезда с шоссе переезжаем Чую по узенькому дерявянному мосточку и углубляемся в зеленые горки. Высота в Белом Боме - 800 метров, до конечной точки - ретранслятора - навигатор показывает путь длиною всего в 14 км. Но набрать предстоит почти полторы тысячи.

Начало подъема

На перевале Ачик

Белуха

Ачикский ретранслятор

Поначалу едется просто и приятно, среди лугов и сенокосов. Только дорожка очень узкая, разъезд со встречным занял минут пять маневрирования задним ходом. В процессе разъезда этот встречный пообещал нам "много интересного впереди".

Первая засада ждала нас километров за 9 до цели. Большая разъезженная лужа в грязи. Классическая такая грязь, могла бы вполне встретиться и где-нибудь в Ленобласти после дождей. Тут неудачно попался следующий встречный, вынудивший меня поторопиться и полезть в лужу не осмотревшись. Результатом явилось застревание ровно посередине, в то время как фарватер проходил с краю. Но не беда, встречный же джип нас и выдернул быстренько на исходную позицию. Только машина теперь вся по уши в грязи.

Строгая тетя из джипа велела нам "разворачиваться и даже не думать ехать дальше!":

- У нас там Дастер чуть не перевернулся! А вы еще с ребенком.

Мы на всякий случай подождали, пока джип со строгой тетенькой скроется внизу и застряли в луже еще раз. Но на этот раз, за неимением альтернатив, выбрались сами в раскачку. Решаем пока не сдаваться и посмотреть на все ужасы своими глазами, а не глазами впечатлительной тетеньки.

Проезжаем еще километра два средней паршивости, но с непрерывным сильным уклоном. Высота быстро растет: 1000 м, 1200 м... Разъезжаясь с очередным встречным, зарулили в симпатичный съездик к ручью, где решили заодно пообедать. Тем более, что вокруг ручья в изобилии растет жимолость и смородина. Пока Машка раскладывала перекус из вчерашних котлет, немного споласкиваю из ручья нашу заляпанную грязью машину.

Жарко. Даже холодильник перегрелся и выдает вместо холода ошибку. Но в тенечке быстро пришел в себя.

После обеда сажусь в машину и вижу, что лобовое стекло треснуло сверху донизу прямо перед моим носом. Видимо, в момент поливания его ледяной водой из ручья... Обидно, за столько тысяч км даже камушка не поймали, а тут на пустом месте.

Ползем дальше. Дорога множество раз пересекает наш обеденный ручей под названием Сырнах, но броды совсем мелкие. Зато подъем становится все круче, хотя особых технических сложностей нет, вчера было гораздо хуже. Просто приходится часто остывать. Машка с Наташкой тем временем успевают подняться пешком, собирая смородину и жимолость. Даже грибы находят. Потом я их догоняю и все повторяется. Погода хорошая, лес на склонах красивый, так что получается такая полупоездка-полупрогулка. А на навигаторе потихоньку растет высота и уменьшается расстояние до цели.

На очередном привале нас обгоняет приятная пожилая пара из Кемерово на каком-то серьезном автомобиле. Через пару часов, мы все еще ползем вверх, а они уже спускаются обратно. Предупреждают о паре неприятных размывов перед перевалом. Видимо, это и есть то место, где "чуть не перевернулся Дастер" у той тетеньки. Место, и правда, довольно неприятное - на повороте дорогу с большим боковым уклоном пересекает скальный выступ. Проходим сходу с приличным креном, но как раз тут нам проще, чем высоким джипам: центр тяжести у нас низко и перевернуться нам трудно.

Наконец, часов в семь, мы на перевале Ачик у традиционного дерева, завешенного ленточками. Высота перевала довольно взрослая, 2100 м, но это еще не конец - до локальной вершинки, на которой стоит ретрансялтор, надо набрать еще метров 200. Но тут уже относительно полого, так что через десять минут мы у цели. Никого, все уже давно уехали вниз, только мы и снежные пики Северо-Чуйского хребта, во главе с Белухой. Глушим машину, и тишину теперь нарушает только бульканье кипящего антифриза в радиаторе...

Ехать сюда однозначно стоило, и с погодой нам повезло - видимость великолепная. Удивительно, как много вмещается в один день - еще утром мы толкались на парковке Чике-Тамана, чтобы сделать дежурный кадр среди сотни таких же желающих, а сейчас, поднявшись на полтора километра, испытываем эйфорию от попадания в настоящие горы...

Но дело совсем к вечеру, надо искать ночевку. Решаем подспуститься немного на другую сторону, до первой воды, и там встать. И чуть не попадаем в ловушку. Довольно уверенная колея метров пятьсот идет по плато, а потом резко ныряет вниз за перегиб, в лес. Крутизну сходу определить довольно сложно, а когда становится понятно, что она стремительно нарастает, мы обнаруживаем себя стоящими посередине склона на узкой дорожке, с которой уже никуда не деться. Машка только "ой!" сказать успела.

В общем, встали мы на этом склоне, и пошел я на разведку. Внизу, действительно, есть ручей. Но место мрачное, темное, и, главное, совсем нет уверенности, что мы поднимемся обратно. Скорее, есть уверенность, что не поднимемся. По карте наша невнятная дорожка должна еще ниже влиться в другую, идущую от перевала - это наш шанс. Бегу вниз, колея почти теряется в высоких лопухах. Вокруг совсем мрачный и сырой лес, попадаются какие-то большие следы (медведь?). Вскоре, и правда, развилка. Налево, в сторону основной дороги с перевала, уходит что-то, на первый взгляд, проезжее. А вот дальше вниз полный ахтунг - дорога смыта напрочь.

Машка:

Иллюстрация нашего положения: кедровые шишки растут высоко на кедре. Обычно сорвать их руками не представляется никакой возможности. Но тут склон горы такой, что кедры, которые растут чуть ниже, как раз вершинами оказываются на нашем уровне. Чтобы развлечься и отвлечься, рву Наташке две шишки, а сама думаю, что мы же видели встречных, не выедем сами, пойдем завтра искать джип с лебёдкой. Достанут нас отсюда.

В лесу уже совсем темно и неуютно, бегу обратно к машине, задыхаясь от крутого подъема на высоте 2000 метров. Сначала пробуем выехать назад. Пустое. Задним ходом даже не тронуться вверх, только сползаем ниже. Спускаюсь на полянку к ручью, разворачиваюсь, пытаюсь форсировать подъем. Но куда там, даже до середины не доехать. А с середины приходится потом сползать обратно задом по очень крутому спуску, узкому и с поворотом. Сползаю благополучно, но повторять это не хочется.

Что ж, пути к отступлению отрезаны. Садимся в машину и едем вниз, давя лопухи. Вот и моя развилка. Налево, до основной, спасительной, дороги с перевала всего метров 700. Поначалу дорожка вселяет оптимизм, хотя и видно, что по ней давным давно никто не ездил. Но вот поворот, а за ним беда - сильно размытый ручьями подъем. На вид все плохо, глубоченные колеи-промоины вдоль всей дороги. Свалишься туда, потом будешь долго домкратиться... И все это, как водится, на сильном уклоне с весьма рыхлым грунтом.

Но отступать некуда, позади непроходимый подъем, темнеет. В эту ловушку мы загнали себя сами. Машка уходит наверх пешком, Натаха вопит в машине, требует песенки и развлечения. Говорю ей "цыц! держись крепко!", она даже прониклась моментом и притихла. Стартую, как в последний бой. Лихо по гребням колеи пролетаю самый стремный участок и вперед, на подъем, пока не потерял скорость. Отключаю всякие ESP, камни и земля летят из под колес во все стороны, но до перегиба еще далеко, ох как далеко! А скорость падает, падает, ползем уже в натяг из последних сил, под уговоры. Ничего не сделать, просто педаль в пол, скорость пол километра в час, и молиться... Давай, родная, останавливаться нельзя!

И вот уклон по чуть-чуть уменьшается, критическая точка пройдена, машина начинает разгоняться и выскакивает на перегиб. Я весь мокрый, как будто сам ее сюда затолкал. Берем Машку и вперед, еще два поворота и мы выскакиваем на относительно большую дорогу, которая через три лужи и пять ям приводит нас обратно к перевалу Ачик, где кедр с ленточками и стол со скамейкой. Круг замкнулся. И тут Машка вспоминает, что по дороге к ретранслятору видела хороший съездик на плато, ночевку типа. Где ж ты была раньше!

Идем на второй круг и точно, вот он, хороший пологий съездик к большому камню (N50°17'21,00", E86°59'00,22"), за которым можно прекрасно расположиться с видом вокруг на миллион. Тут даже солнце еще не село, снежные пики и небо подсвечены каким-то фиолетовым светом, совершенно нереальная картина. И каким-то странным кошмаром вспоминается мрачный медвежий лес, в котором мы только что чуть не остались. Все меняется сразу и вдруг. Ставим палатку, переносим туда заснувшую в последний момент дочь. Даже разводим костер из валежника, которого тут навалом.

В итоге имеем просто прекрасную, выстраданную, ночевку. Жарим на решетке мясо, открываем вино. Все это с видом на закат и, в дальнейшем, на звезды. Когда мясо было съедено, вино допито, а красоты многократно запечатлены со штатива, проснулась наша дочь и потребовала еды. Пришлось еще сварить ей на остатках костра макароны. И только потом отправиться, наконец, спать в хлопающую на ветру палатку.

День 12-й. 3 августа 2019 г. 5140км.

Первое, что я увидел утром, высунувшись из палатки - большую страшную черную тучу. Так что, учитывая предстоящий спуск на полтора километра, в темпе поднимаю семью. Правда, пока мы собирались, туча куда-то растворилась в лучах утреннего солнца. Перестаем спешить и даже еще разок, на прощание, поднимаемся к ретранслятору вдохнуть горных видов...

Cпуск до Белого Бома занял часа полтора с остановкой на сбор смородины. Еще раз отмечаем, что дорога не особенно сложна технически, просто очень большой перепад высот на 14 км.

Ак-Бом

Памятник Кольке Снегиреву

До Ташанты рукой подать

Сидим на старом Чуйском тракте

"Девичьи слезы" издали

Дальше снова Чуйский тракт с его достопримечательностями. Удивительно насколько параллельно существуют тут два Алтая - один вдоль основного асфальтового паломнического пути, шумный, многолюдный, платный. И буквально несколько километров в сторону - практически нетронутый, с редкими путешественниками, чабанами и стогами сена. Сейчас мы снова в мейнстриме, проезжаем многочисленные POI, отмеченные в навигаторе... Какая-то пещера в Ак-Боме (проезжаем, с Наташкой далеко подниматься), памятник Кольке Снегиреву, водопад "Девичьи слезы" (Ширлак) (существуют ли горы, в которых нет водопада с таким названием?). Ограничились полуподъемом, Наташка ноет, идти не хочет, а тащить ее тяжело.

Машка:

Надо что-то делать с унылым настроением. После Ширлака съезжаем к Чуе и устраиваем перезагрузку. Тут прекрасный берег, много стоянок, находится даже намытый мелкий песок для Наташки. Купаемся, плющимся, даже моемся, лепим снова зверей из всего, что выносит на берег река – коры кедров, палочек, камушков, соломы и другого природного сора. Получается очень здорово. Митя на глазах добреет. Едем дальше с совершенно другим настроем.

К обеду приезжаем в Акташ, порядком подустав от обилия народа. На Кату-Ярык мы в это раз не поедем, я был там в 2006-м и разрушать то давнее романтическое воспоминание современной реальностью совершенно не хочется. В Акташе, помимо обеда и закупки кое-каких продуктов, у нас важное дело - сфотографировать все, что можно, для Машкиного отца, который был тут в стройотряде в студенческую пору. То есть полвека назад. И хотя, боюсь, того магазина, что они строили давно нет на свете, мы добросовестно нащелкали пару десятков фотографий современных магазинов и церквей. Сейчас тут довольно большой перевалочный пункт с кафешками-заправками-торговлей.

Сегодня суббота, граница в Ташанте завтра закрыта, так что мы окончательно приняли решение прорыватся через перевал из Алтая в Тыву. В 2006-м мы с Ленкой на эту авантюру не решились и от Кош-Агача повернули обратно.

Где-то на Чуе

Крестный ход

Еще один вид на снежный Алтай

Водопадик где-то за Акташом

Проезжаем еще некоторое количество общеизвестных мест. На парковке у Гейзерного озера такое столпотворение машин и автобусов, что даже не делаем попытки остановиться, зато посещаем какой-то небольшой, но симпатичный водопадик на впадающей в Чую речке. Тут на удивление никого нет, так что мы даже чуть не поддались соблазну остаться на ночевку. Но вовремя приехавшая группа туристов развеяла иллюзию одиночества. Так что часам к шести вечера приезжаем в Кош-Агач, осмотрев с дороги разноцветные горки т.н. "Марса".

В Кош-Агаче, после последнего Лукойла, наши пути с Чуйским трактом расходятся. Ему в Монголию, а нам пока что в Россию. До деревни Кокоря еще идет более-менее торная дорога, а дальше - степь, ничуть не хуже монгольской, и приятная грунтовка по ней... И даже плакат о вреде чумы имеется.

Вскоре и первый брод через Бугузун. Неглубокий, но, по первости, иду на разведку, тем более, что смущает стоящая и чего-то ждущая на другом берегу "Нива". Воды не выше колена, но сильное течение и большие камни на дне, все это немного нервирует. Преодолеваем препятствие, впрочем, без всякого труда и видим на "Ниве" питерские номера. А вскоре подтягивается и вторая их машина, X-Trail. Ребята едут нам навстречу из Кызыла, говорят, что дорога проезжая, но на посту погранцы их проверяли, да еще и Росприроднадзор вчера нападал, ибо тут заповедник.

Машка:

Наконец-то мы чувствуем цель нашей поездки всем нутром. Мы очень близко. Мы почти добрались! Стада огромны. Коровы, овцы, яки, табуны лошадей. Суслики смелые, то и дело перебегают дорогу, как горох рассыпаясь в разные стороны. Виды настолько захватывают, причудливые горы и их цветные разрезы – выходы красной, зеленой, серой породы рисуют узоры, напоминающие нам прошлогоднюю поездку в Киргизию. Объявляем фотоохоту. Но переживаем, что на фотографиях все равно нет ни масштаба, ни объема, теряется грандиозность.

Очередное купание в Чуе

Свернули с Чуйского тракта

Первый брод через Бугузун

Что ж, едем дальше, начинаем присматривать ночевку. Места довольно населенные, то и дело попадаются юрты и стада, а рельеф плоский и спрятаться особо негде. Пару-тройку раз попадаются УАЗики 22-го региона, набитые то ли алтайцами, то ли тувинцами. Но машут вполне дружелюбно. В общем, проезжаем еще километров 20 в поисках "уединенного" места, еще пару раз бродим Бугузун. Наконец, в восьмом часу встаем на его берегу (N50°05'51,36", E89°21'04,88"). Вроде, отъехали из зоны видимости последней юрты, но вокруг все равно идиллически пасутся лошади да коровы. И дорога в двух шагах, но все это совершенно не портит ощущения слияния с природой.

Немного напрягает только виденный плакат о "природном очаге чумы" и ее разносчиках - сусликах - коих тут немерянно. Так что воду используем только свою, в речке ничего не моем, а вот руки, наоборот, моем поминутно и с мылом.

День 13-й. 4 августа 2019 г. 5377 км.

Утро весьма прохладное, все-таки мы довольно высоко. Палатка стоит в тени склона, так что солнце добралось к нам только часам к 9. К этому времени я уже давно проснулся и успел несколько раз прогуляться вдоль нашего ручья, насладится прозрачным горным утром, поприветствовать приветливо машущих нам из изредка проезжающих мимо "буханок" местных скотоводов. С рассветом из ближайшей складочки местности потянулся дымок, там, совсем рядом с нами, оказалась запрятана юрта, которую мы вчера не заметили. Вскоре оттуда расползлось в поисках завтрака стадо.

Ночевка на Бугузуне вечером

... и утром

Очередной брод

Подъем на перевал

И сам перевал

Наконец, солнце разбудило Машку с Натахой, мы позавтракали, довольно неспешно собрались и покатили по степи покорять перевал Бугузун. Дался он нелегко. Симпатичная травянистая колея по мере подъема быстро сменилась камнями разного калибра; 15 км до перевала мы карабкались часа два. Еще несколько раз бродили Бугузун, местами же просто ехали по руслу. Ничего сверхсложного, но очень медленно. Что, впрочем, даже и хорошо, ибо виды с перевала требуют вдумчивого созерцания...

За перевалом купаемся в подвернувшемся озерце и понемногу спускаемся в долину Моген-Бурена. На особо каменистых участках приходится даже пешком просматривать траекторию. Начинаю уже переживать, что такими темпами мы сегодня спуститься не успеем, но дорога понемногу налаживается. Просторная широкая долина, упирающаяся в ледники Монгун-Тайги, постепенно сужается и жмется к реке. Начинаются прижимы, слава богу, нет ни одной встречной машины - местами по несколько сот метров непонятно, где разъезжаться.

Вид на Тывинскую сторону

Тыва - та же Монголия...

Еще один перевальчик

Первая наша фотка, сделанная Наташей

Моген-Бурен речка не чета Бугузуну, бродить ее было бы абсолютно нереально, хорошо, что через нее построены добротные мосты. Теоретически, после перевала существует два пути. Один через Кызыл-Хая, как мы и едем, второй, более дикий и видовой, огибает Могун-Тайгу с севера, но в районе озера Хиндиктиг-Холь пересекает верховые болота, которых мы испугались.

Машка:

Горы, ну правда, меняются все время! Как слайды кто-то новые ставит и ставит. Можно вспомнить по очереди все ранее виденное. То Киргизию, то Памир, то Тянь-Шань, то Фанны, то Кавказ. Это уже не Алтай, это Саяны. Обедаем и купаемся в Могене. Сюда, недалеко от деревни Кызыл-Хая, доходит веселая жизнь. Косят и скирдуют сено семьями, весело нам машут и улыбаются.

Чем ниже спускаемся, тем больше следов цивилизации, попадаются покосы, стога сена, пастухи пешком и на лошадях. Где-то на берегу обедаем, купаемся и едем в Кызыл-Хая. Уже около самого села, когда даже появляется сотовая связь и Машка начинает звонить родне, попадается сильно затопленный участок. Просто дорога ныряет в небольшую речку, а обратно не выныривает. И как быть и что там с глубиной ясно не вполне. Хорошо, что тут как раз навстречу из-за кустов вынырнул грузовичок с веселыми тывинцами и стало понятно, что воды немного. Подождав, пока улягутся волны, мы тоже переплыли эту странную запруду и тут первый раз проявился новый глюк - только вылезли из воды на берег, как машина отказалась ехать дальше. Не глохнет, двигатель спокойно работает на холостом ходу, но вперед не едет совсем, как будто под колеса кирпичи подложили. И так проходит пару минут, после чего все преспокойно возвращается в норму. При том, что брод не глубокий и ничего жизненно важного мы залить не могли...

Моген-Бурен

Кызыл-Хая - большое, довольно аккуратное село, оставляющее неожиданно приятное впечатление. Девушки в джинсах и на каблуках ходят. После него дорога резко налаживается, превращаясь в широкий грейдер. Ненадолго, правда. Снова ямы и камни, но все же не в тех количествах, что со стороны перевала. Плато становится тут совсем унылым, справа вдоль дороги появляются столбики и невысокий заборчик, символизирующий границу с Монголией. Не охраняется она тут, похоже, вообще никак. Там, в Монголии, видно большое озеро Уурег-Нур, на которое мы хотим попасть завтра.

Так, пару раз остановившись для фотосессии с границей и изрядно удивившись количеству комаров в этой каменистой высокогорной местности, доезжаем до погранзаставы у реки Каргы, о которой нас вчера предупреждали встреченные ребята. Готовлюсь к препирательствам с погранцами, но напрасно - шлагбаум распахнут и никого вокруг не наблюдается. Видимо, по воскресеньям монгольских шпионов не ловят.

Кызыл-Хая

Монгольская граница

Мы хотим завтра с утра пораньше попасть на погранпереход Хандагайты, а до него еще километров 150, так что с ночевкой пока не торопимся. Дорога все так же идет по унылому безлесому плато, то чуть поднимаясь, то спускаясь с очередного перевальчика. Внезапно картинка вокруг кардинально меняется - мы попадаем в зеленую долину какой-то бурной речки. Жаль, что ночевать рановато. Проезжаем пару перспективных съездиков со словами: "ну, дальше будут еще лучше!" Но дальше очередной перевал и мы снова выскакиваем на тоскливое лысое плато с редкими кошами и частыми комарами.

Обидно, хоть возвращайся. Зато Хандагайты все ближе. Так мы в расстроенных чувствах и доехали почти до асфальтового шоссе и в девятом часу встали уже практически без разбору в каких-то деревцах недалеко от дороги (N50°43'45,25", E91°40'50,79"). Место было бы даже и ничего, ручей где-то в камнях журчит, если бы не жуткое количество гнуса. Экстренно ставлю палатку, чтобы эвакуировать туда Натаху, ужин готовим в накомарниках.

Здесь надо было ночевать

Заправляемся водой в Хандагайты

Развожу, как обычно, горелку, макароны для Наташки благополучно сварены. Нам Машка тем временем чистит картошку, ставит ее на огонь и поворачивается ко мне со словами: "что-то бензином пахнет". В этот же момент баллон и шланг от него к горелке вспыхивают высоченным факелом. К счастью, горелку я поставил достаточно далеко и от палатки, и от машины. После секундного ступора - подходить к этому делу страшно, баллон полный бензина и может рвануть - начинаем совершать подвиги. Машка через задний выход вытаскивает из палатки Натаху, засовывает ее в накомарник и отбегает подальше. Я, как в каком-то дурацком фильме, кидаюсь в машину и отгоняю ее прямо по кустам метров на двадцать.

Стоим в отдалении, кормим комаров, ждем взрыва. Но ничего больше не происходит. Бензин погорел-погорел, да и выгорел. Когда пламя сильно поутихло, я закрыл, наконец, краник на баллоне и фаер-шоу закончилось. Осмотр быстро выявил причину - лопнул гибкий шланг, соединяющий баллон с горелкой. Сама горелка не пострадала, баллон и насос, в целом, тоже только сильно закоптились, но без шланга все эти запчасти бесполезны.

Запасная горелка у нас есть (хвала моей предусмотрительности!), обычная, газовая. Но к ней всего 2 маленьких баллончика. Доварить сегодня картошку газа, конечно, хватит, но вот удастся ли пополнить запасы в дикой Монголии? Этим вопросом мы задаемся в палатке, где ужинаем, наконец, и гасим стресс несколькими стопочками под непрерывное гудение комаров за бортом... Я вспоминаю, как в той же Тыве 13 лет назад мы примерно так же ужинали с Ленкой в машине, а за стеклом вилась такая же туча этих гадов. Все-таки не очень гостеприимное место эта Тыва...

Машка:

Наташка спрашивает: «Это пожар?». Мы даже не знаем. Нет, наверное, не пожар. И вообще ничего страшного. Решаем не менять планы, ехать завтра в Монголию. А там искать газ или плитку, или еще что-нибудь. Митя верит, что мы что-нибудь придумаем. А просто верю ему. На завтра целый баллон газа у нас есть. Завтра голодная смерть нам не грозит. Тата слопала свои макароны, повеселела и бесится. Все живы, здоровы, что еще надо? Спим крепко.

Ладно, утро вечера мудренее. Все равно остается только спать.

GPS трек второй части

⇐ Предыдущая часть

Следующая часть ⇒

Если наш сайт оказался Вам полезен, Вы можете помочь нам собраться в следующее путешествие... А с нас новый отчет!