Часть VII. Дорога Домой.

К оглавлению

День 34-й. 23 августа 2018 г. Продолжение.

Мы грешным делом думали, что все позади, уж на казахской-то стороне очереди не будет, но не угадали. Вся нейтральная полоса – а это огороженный загон метров сто в длину – оказалась забита машинами. Причем в самой таможне пусто, видимо, пересменок. Мы было приуныли, но тут казахи проснулись и быстро всех запустили в терминал. На паспортном контроле даже прогнали нас без очереди. Таможенники только куда-то исчезли. Сели в тенек, ждем. Казахстан куда больше похож на Россию. Нет уже тут такого приятного взаимоуважения между человеком просто и человеком в форме, к которому мы успели привыкнуть...

– Кто разрешил здесь сидеть! – откуда-то появился страж границы. – Ожидайте в машине!

– Там солнцепек, мы с ребенком. А здесь тень, – говорим.

– Здесь находиться запрещено! Ожидайте в машине.

Понятно. Чего ж здесь непонятного. Появились, наконец, таможенники. Досмотрели меня, правда, спокойно. Заинтересовались автохолодильником, подробно выспросили, где брал, по чем. Поговорили за машину. На взятки, вопреки страшилкам "бывалых", намеков не было. В общем, вполне заурядная таможня.

Итого, 4 часа 40 минут на все про все. Для этой границы результат отличный. На пятачке у таможни закупаем соки-воды – в очереди на жаре все выпили, и едем в Бейнеу. Казахская страховка у нас еще действует.

Дорогой в Бейнеу нас пугали все. На деле же она оказалась обычной поганой грунтовкой. Можно ехать 60-80 км/ч. Видали мы дороги и похуже. Практически на всем протяжении рядом уже построено новое шоссе. Местами полностью готовое, но, по казахской традиции, закрытое для движения. Правда, некоторых это не останавливает, и они прорываются туда, несмотря на висящие знаки "кирпич". Мы же хорошо помним казахских жолполицаев и предпочитаем спокойно пылить по ухабам. Ехать-то всего 80 километров.

В Бейнеу, наконец, заправляемся нормальным (и дешевым) бензином на Казмунайгазе и едем дальше, хочется уже оказаться поближе к дому. Да и негде ночевать, кругом тоскливейшая степь. Темнеет. Дорога от Бейнеу начинается великолепная, свежая, можно хоть двести лететь. Если бы не дорогие Жолполицаи. А вот, кстати, и они!

Железнодорожный переезд. Знак "40", потом "Stop". Ползу 40, останавливаюсь, переезжаю пути и, естественно, начинаю потихоньку разгоняться. И тут же откуда ни возьмись в темноте ярко вспыхивает "люстра" и затаившиеся на обочине охотники бросаются на дичь. Тут же замечаю, что впереди, метрах в двухстах, стоит знак "отмена 40", а я-то уже разогнался аж до 60-ти!

– Здравствуйте, документы, – все как полагается, – пройдемте в машину.

Иду, чертыхаясь, в машину. Разговор идет неспешно и довольно спокойно. Не спорю (несмотря на очевидную ловушку), пытаюсь сослаться на усталость от границы и долгой дороги. Так, без особого расчета, рассказываю невзначай про "доброжелательных и гостеприимных сотрудников полиции в других среднеазиатских странах". Спрашиваю между делом, где бы нам переночевать. Полицейские рекомендуют гостиницу "Шанхай" в Кульсары и подробно инструктируют, как ее найти. При этом продолжают заполнять протокол. Сдавшись, предлагаю "договориться". Они как бы бровью не ведут, "нам ничего не надо, оплатишь в банке". Потом, неожиданно, старший складывает вчетверо протокол, который он десять минут заполнял, запихивает за козырек, протягивает мне документы и говорит: "Поосторожней, на дороге много скота. Счастливо!" Я так и не понял, что это было. Беру документы, говорю "Спасибо" и вылезаю из их машины. Может быть, я должен был на заднем сиденье деньги оставить?..

Дальше до Кульсары доезжаем без приключений. На въезде мотель, в который мы сунулись было, но уехали – совсем уж противная ночлежка. Дальше едем по инструкциям от Жолполиции и не зря – в гостинице "Шанхай" селимся в неплохой двухкомнатный полулюкс всего за 8 тысяч тенге. Малость замызганный, но грех жаловаться. Тут только смываем с себя соль Аральского моря. При гостиница весьма приличный ресторан, полный народу. И, словно желая реабилитироваться за предыдущий неудачный опыт казахского общепита, накормили нас тут так, что пришлось остатки уносить с собой. Хорошо накормили. Наташка заснула едва донесли ее до кровати, ведь уже за полночь – день сегодня получился очень длинным, начался он в полшестого на берегу Арала.

День 35-й. 24 августа 2018 г. 10722 км.

Утром ресторан закрыт, так что уезжаем без завтрака. Позавтракать получилось только километров через 100. Дорога остается все такой же отменной, виды все такими же унылыми, просто езда. Еще через 100 километров приезжаем в большой город Атырау. Нам от него нужен только магазин, закупаем продукты на ближайшие пару дней, несколько бутылок местного казахского вина. Торопимся на Каспийское море. Где-то я вычитал, что подъехать к берегу можно на заливе Забурунье.

После Атырау в сторону Астрахани нормальная дорога закончилась. Пошло обычное сто лет не ремонтированное типично "казахское" направление – ямы в полколеса, колеи, волны. Оставшиеся 200 километров едем часа четыре. Море где-то рядом, но его присутствие никак не ощущается, никакой туристической инфраструктуры, пейзаж исключительно техногенный – нефтекачалки, да линии электропередач.

Наконец, на траверзе залива Забурунье, сворачиваем на некую дорожку к берегу. До него километра три. Поначалу дорожка внушает оптимизм: петляет по симпатичным песчаным холмикам; кажется, что, вот-вот, откроется большой красивый пляж. Вместо этого за последним холмиком начинается абсолютно ровная чуть заболоченная прибрежная полоса плавно переходящая в море глубиной один сантиметр. Где-то там вдалеке гуляют верблюды, вода не достает им даже до верха копыт.

Место, конечно, интересное. Но о том, чтобы тут остаться ночевать не может быть и речи... Через пять километров предпринимаем вторую попытку, долго катаемся по какой-то деревне в попытках прорваться к берегу. В итоге, картина абсолютно та же. Машка пытается приобщиться к морю – но сколько не иди, глубина по щиколотку. М-да. Приходится срочно менять планы. Сейчас 4 часа, до границы еще 120 км. Попытаемся пройти ее сегодня и встать где-нибудь в дельте Волги. Успеть бы только засветло.

Машка:

Дорога по берегу нигде не идет, до него везде 3-5 км. Не видно. Съезжаем через песчаные барханы и прямо въезжаем в картинку: взгляд через песок - верблюды бредут по копыто в воде… Берег – залитая, плоская как зеркало лужа, мелкая, и, поэтому, далеко вдаль блестит на солнце мокрый песок. Прощаемся с верблюдами, машем им «пока-пока» и пробуем ткнуться еще раз, проехав сквозь очередную деревню. Та же картина: плоско-далеко-мелко. Я не выдерживаю и залезаю в воду, вернее, как показала практика, не в песок и не в воду, а в грязь, и чапаю метров 50 вперед. Никакого толка! Даже не представить, насколько далеко надо идти, чтобы стало глубже хоть на сантиметр. Решаем, что стоять тут с палаткой – ни удовольствия, ни вида. Рядом деревня и какие-то памятники-могилки. Чуть дальше стоит микроавтобус, видимо такие же как мы туристы размышляют, ночевать им тут, или посмотреть на верблюдов и птиц и ехать дальше.

Дорога чем дальше, тем хуже. В Ганюшкино заправляемся на последние тенге и сворачиваем с основного шоссе налево, на местные дорожки. По описаниям, там должно быть получше. Судя по тому, что так делают практически все, описания не врут. Но само это Ганюшкино все перерыто. Улицы перекрыты, никаких указателей нет, машины вслепую тыкаются туда-сюда в попытках вернуться на путь истинный. Теряем массу времени. Да тут еще Жолполицаии, что-то их давно не было. Тащимся еле-еле в плотном потоке по разбитому проселку – машут палкой. И у них еще хватает наглости заявить, что я превысил ограничение скорости 40 км/ч! Да там все ползут хорошо если двадцать.

Иду к ним в машину злой как черт. Наотрез отказываюсь признавать нарушение, говорю, у меня регистратор, все записано. Они:

– У нас тоже все нарушения фиксируются на камеру...

– Давайте, – говорю, – показывайте кино.

– Ну ладно, Вы гость... – отдают документы.

Ну просто наглый развод. Молодые. Борзые.

Дальше идет вялотекущий ремонт, дорога налаживается только километров за 20 до границы. На таможню приезжаем часов в шесть. Казахскую сторону проходим просто реактивно, минут за пятнадцать. Пассажиры отдельно, я отдельно. Таможенник только заглянул в багажник: "О, ё-моё! Запрещенного ничего не везете?"

Где-то в Казахстане. Кладбище у дороги.

Прикаспийская нефть

Залив Забурунье

До российской таможни далеко, километров десять. Даже деревни какие-то встретились на нейтральной полосе. Мы уже начали сомневаться, м.б. российскую таможню мы как-то незаметно проскочили? Но не тут-то было. Очередь всего машин десять, но простояли больше часа. А когда въехали на пост, еще и попали в пересменок. Минут двадцать тетки пограничницы беспорядочно ходили из будки в будку, перекладывали бумажки, поправляли прически. Потом за три минуты нас впустили в родину, страну победившего патриотизма. Позади осталось шесть границ, двенадцать таможен...

Началась дельта Волги – бессчетные протоки посреди лугов и перелесков. Яркая зелень несказанно радует глаз после недели сплошной пустыни. Солнце садится, надо торопиться. Наугад тыкаем в навигаторе точку на берегу одного из рукавов Волги, в зеленке, подальше от основного шоссе. Насквозь проезжаем аккуратную деревню Красный Яр и, покрутившись у моста, находим прекрасный съездик на берег. Как раз успеваем к закату.

Искупаться не получилось

Речка Прорва

Стоянка просто отличная, на высоком берегу быстрой неширокой речки Прорва. Хоть и явно популярная – деревня в двух шагах – но чистая и уютная. На другом берегу луг, ржут лошади, у воды топчутся гуси. До нас долетает масса деревенских звуков.

Машка:

Стемнело мгновенно. Слышим массу звуков: лай собаки, мычание коров, плеск рыбы и гусей, оглушительный стрекот цикад и кузнечиков, шум шоссе. Не ленимся и готовим очень вкусный ужин. Куриные сердечки с картошкой, в жареном луке. Делаю салат, пока ждем горячее, пьем холодное пиво из нашего супер холодильника и заедаем копченым балыком. Тата голодная, требует, со скандалом, сердечки, она их очень любит, но те не готовы, горелка барахлит и они готовятся уже почти 40 минут. Решаем вопрос компромиссно. Выдаем ей балык, который она уминает за две щеки, соперничая с нами. До сердечек она дожила, но есть уже не смогла, ушла спать. Оставили ей на утро.

Рассматриваем звезды, луна все еще полная. И Кассиопея, и Лебедь, и Ковш показались и освещали ночь. Фонари не нужны. Плеск вокруг стоит такой, что я распереживалась, что не взяла удочку, леску и крючки. Митя чистит с фонариком горелку. Что-то там снова с фильтром, который он просто выкинул из конструкции. Для проверки горелки пьем чай, закипел быстро. Ура! Заработало! Зуд «домой» как только попали «домой» тут же прошел. Домой не хочется, чтобы путешествие заканчивалось – не хочется. Хочется в деревню и чтобы этот покой в душе и красота вокруг длились вечно. Но так не бывает.

День 36-й. 25 августа 2018 г. 11291 км.

Просыпаемся под какое-то невнятное бормотанье. Рядом с нами под обрывом расположились две очень колоритные рыбачки лет семидесяти. И давай таскать из речки одну за другой здоровенных рыбин. На зависть Машке. Причем, на какую-то самую элементарную снасть, типа мотка лески с крючком.

Утро шикарное. Речка теплая, травка зеленая. Как же мы соскучились по простой зеленой природе средней полосы! Торопиться не хочется, Машка знакомится с бабками, купаемся, спокойно перепаковываем багажник.

Машка:

Утро столь же волшебное, что и вечер. Никто нам не мешает. Хотя слева и справа появились местные рыбаки, но очень тактично и тихо. Жизнь кипит. Лошади ушли, зато пришли коровы, и через реку туда-сюда плавают теперь не только гуси, но и водяные крысы, ондатры. Прыгают лягушки и поют свою песню. Я ловлю себя на мысли, что все время удивляюсь такой кипучей жизни. На самом деле, все очень просто. После пустынь и верблюдов вся эта зелень и гомон и гогот шумит, звенит, и грохочет. Невозможно не услышать.

До Астрахани меньше часа езды. Дорога туда идет через платный понтонный мост в Красном Яру. Мы заезжаем в центр города, немножко гуляем по Кремлю, немножко по набережной Волги с пароходами. Погода по-прежнему жаркая, Натаха клянчит мороженое. Оно перебивает аппетит, так что обедать в Астрахани не остаемся и едем дальше на Волгоград. До промежуточного финиша – деревни Вячка Тамбовской области, где проводят лето машкины родители – остается меньше тысячи километров.

Астрахань. Кремль.

Элитная застройка на берегу Волги

На Волгоград идет хорошее, не очень загруженное шоссе. Изредка, правда, встречаются ремонты с реверсами, и сильно сбивают среднюю скорость передвижения. Вдоль дороги идет активная торговля. На одном таком развале закупаемся арбузами-дынями. Причем обычные "колхозницы" стоят сущие копейки, их дают на сдачу. А мы умудрились набрать каких-то экзотических экземпляров аж на тысячу рублей. Тут же нам ненавязчиво предложили банку "продукта". Из любопытства поинтересовался сколько "оно" стоит, но тут же забыл, желание купить не возникло. Да и опасно это, где-то нас потом тормознуло ГАИ и единственное, что их интересовало, это "не покупали ли мы что-нибудь запрещенное?"

Километров через 150 дорога подошла совсем близко в Волге и мы не устояли перед соблазном свернуть к берегу. С шоссе он выглядел очень живописно. Но, как обычно, если красивое место видно с дороги, оно почти наверняка окажется загаженным. Так и тут – берег замусорен страшно. Даже купаться противно. Обед готовить мы не стали, только съели экзотическую дыню.

Двигаемся дальше, обсуждая, что, скорее всего, будем уже сегодня пилить до Вячки. Хорошую ночевку с федеральной трассы не найти, а ночевать в помойке, портить напоследок впечатление, не хочется. Но количество ремонтов возрастает, скорость падает и еще километров через сто мы снова меняем концепцию. Решаем попытать счастья. Шоссе здесь уже довольно далеко отошло от Волги, ставим очередную точку в навигаторе туда, где на берегу есть что-нибудь "зелененькое", и, в районе то ли Черного, то ли Каменного Яра, сворачиваем в поля.

Начинается лабиринт полевых дорожек – луга, перелески, снова совершенно пасторальные луга в лучах вечернего солнца со стогами убранного сена. До Волги никак не добраться, она тут распадается на множество рукавов и стариц, берега заболочены. Но места просто очаровательные, сразу становиться понятно, что на ночевку мы тут останемся, остается только выбрать место. Долго скитаемся по совсем уже полузаросшим колеям, в надежде прорваться к берегу более-менее большой протоки. И это нам таки через час удается! Но теперь возникает другая проблема, места на берегу и с хорошим подходом к воде тут есть, но все заняты большими стационарными компаниями. Сегодня ведь еще и суббота.

Один из арбузно-дынных рынков

Волга-Волга

Вместо обеда

В поисках ночевки на берегу Волги

Эту фотку Машка назвала "Партизан перед расстрелом"

Машка:

Боже! Какая красота! Даже если мы не найдем ночевку, сюда стоило заехать. Заливные луга отливают золотом, в вечернем солнце стога сена, навевающие думы о прекрасном, о труде, деревне, 19-м веке почему-то. Тишина, дорога вьется, огибая многочисленные болотца, ручьи, канавки и овражки. Подъехав к намеченной точке, понимаем, что это не Волжская протока, а залив. И с нашей стороны с Волгой этот залив не соединяется. Едем вдоль, съезжаем к берегу там, где подходят дорожки, где-то стоят рыбаки, но в основном к воде не подойти, высокая осока, трава и ил. На том берегу идиллически пасется стадо коров на зеленом ковре у воды. Нереально и волшебно.

Еще полчаса катаемся взад-вперед и все-таки чудом находим единственную свободную полянку. К сожалению, уже темнеет, весь вечер мы проездили в поисках стоянки. Но повидали при этом столько идиллических пейзажей, что потраченного времени не жалко.

День 37-й. 26 августа 2018 г. 11659 км.

При свете дня стояночка наша нравится нам еще больше. Над рекой стоит пар, где-то в отдалении, за островами тарахтят пароходы... Выезжаем рано-рано, чтобы не поздно приехать в деревню и успеть еще там пожарить шашлыки, попариться в баньке.

Один из волжских рукавов

Найденная, наконец, стоянка

От шоссе мы вчера уехали довольно далеко, так что с полчаса выбираемся на него обратно. Еще довольно ранним воскресным утром успеваем преодолеть бесконечно длинный Волгоград, удачно посетив в нем фермерский магазин и закупившись мясом для шашлыка.

Дальше уже только дорога – федералка М6, фуры, ремонты... На очередном Лукойле меня неожиданно обложило трехэтажным матом какое-то существо со свиными глазками. Видимо, за то, что я недостаточно быстро расплатился в кассе. Здравствуй, родина...

За Борисоглебском сворачиваем с М6 на местные дорожки через Уварово-Инжавино. Ехать сразу становится легче, да и места уже совсем знакомые. Останавливаемся у кукурузного поля, Машка натаскала мешок кукурузы, пока мы с Наташей стояли на стреме. Кукуруза, правда, потом оказалась несъедобной, сколько ее не варили.

Купание перед выездом

Встреча в любимой деревне..

.. и проводы

Рассвет над рекой Вороной

В полшестого мы в деревне. С нашего последнего приезда на майские тут произошло знаменательное событие: улицу, на которой десятки лет после каждого дождика тонули в грязи тракторы, отсыпали щебенкой!

Встреча. Шашлыки. Банька... Путешествие вроде как закончилась, но все же не совсем, и это здорово!

День 40-й. 29 августа 2018 г. 12309 км.

В путешествии наша машина казалась мне довольно плотно загруженной вещами. Но выяснилось, что, в дополнение ко всему нашему барахлу, туда влезает два ведра картошки, два ящика помидор, штук двадцать банок варений и солений, без счета всяких мешочков по мелочи и даже самовар! И со всем этим мы в 6 утра выезжаем домой. Родители стоят у калитки и машут вслед.

Вот теперь уже путешествие заканчивается по-настоящему. Теперь действительно грустно. И чем ближе к дому, тем меньше хочется возвращаться...

Путь это езжен много раз. Объездная Тамбова, кусочек четырехполоски за ним, который с каждым разом становится длиннее. Потом забитая фурами с арбузами М6, кусок платной М4. На МКАДе теряем часа полтора. Пробки, но еще терпимо, успеваем до вечернего обострения. На М11 как раз открыли новый большой кусок и она стала совсем скучной – километров триста пустого автобана. Только бензин стремительно кончается, приходится осваивать автоматическую контейнерную заправку на зоне отдыха. Где-то под Новгородом нас накрывает первый за полтора месяца ливень. Настоящий. Такой, что дворники не справляются и скорость потока на автобане падает километров до 40 в час.

Где-то там же, в Новгородской области, мой телефон, успешно прослуживший всю поездку навигатором, внезапно гаснет и больше не подает признаков жизни. Впоследствии, никакие реанимационные процедуры не дали результата и его пришлось в итоге просто выбросить. А с ним и все сохраненные треки поездки, координаты ночевок и других важных мест...

Дома мы в 22.30. 40 дней. 13646 километров.

Что ж, это путешествие стало одним из "жизнеобразующих". Наряду с Сахалином и Колымой. Мы ни секунды не жалеем, что потратили на него 40 дней своей и Наташкиной жизни. Жаль только, что она вряд ли что-нибудь запомнит. Совпала ли реальность с ожиданиями? И да, и нет. С одной стороны, я так скрупулезно готовился, что несколько раз возникало ощущение дежа вю – фотографии и описания каких-то знаковых мест слишком много раз попадались в отчетах и, в результате, казалось, что я тут уже был. Но это в мелочах. А в главном ожидания не оправдались! Все оказалось гораздо лучше и проще. Все-таки в отчетах и форумах интернета имеется колоссальный перекос в сторону негатива. Поборы, разводы, менты, границы и жуткие очереди на них, террористы, змеи, страшная жара (и холод) и т.д. и т.п. Все это существует в жизни, но в гораздо меньших пропорциях. Сто человек, проехавших Среднюю Азию без особых проблем не напишет ничего. Зато один, имевший несчастье нарваться на какого-то особенно мерзкого казахского жолполицая или узбекского пограничника, напишет эмоциональный отчет, который потом многократно перепостят на всех форумах... Так ведь и в любом своем родном городе, если начитаться криминальных хроник, на улицу выходить будет страшно... На самом деле, в любых, даже самых экзотических и тоталитарных странах живут люди. Причем, как правило, хорошие. Не исключение и представители "власти". С ними можно договориться, попросить о помощи, чем-то поделиться. В худшем случае, откупиться. Исключения, конечно, бывают, но это именно исключения. "Полную гарантию дает только страховой полис..."

Эпилог.

Вернулись мы в среду, 29-го августа. Но как-то не до конца... В четверг я сходил на работу и понял, что до понедельника делать там нечего. В пятницу утром мы окончательно разгрузили машину, сняли с крыши бокс. И поехали за грибами. В наши обычные места, в сосновые леса километрах в двадцати от дома. Боже, что тут творится! Грунтовка на Запорожское обставлена машинами, что Невский проспект. Народ с корзинками шныряет под каждым кустом. И стало нам от этого совсем грустно.

– Вот бы сейчас в Карелии грибы пособирать, в Толвоярви, – говорю как бы в шутку.

– И я об этом думаю! – откликнулась Машка. – Так в чем же дело, мы же до понедельника совершенно свободны!

И правда. Чего там ехать-то? Каких-то шесть часов. Развернулись мы быстренько и рванули обратно домой. Говорим Наташке, что, мол, неправильный тут лес, поедем-ка мы в правильный. Дома за полчаса ставлю обратно бокс и закидываю в него все, что только-что выгрузил: палатку, коврики, стол, кресла и прочее. В полдень мы снова на трассе.

Для вашего здоровья

Место это – Толвоярви – мы открыли для себя в прошлом году, во время Карельско-Кольской экспедиции. Это фантастически красивая система озер в Южной Карелии, неподалеку от Суоярви. До войны было финским курортом, от которого сохранились дамбы, фундамент гостиницы и отсыпанные дороги.

В семь вечера мы на месте. Только успеваем поставить палатку и тент, как начинается дождь. Ну наконец-то купленный к путешествию новый тент пригодился! Но дождь нас не смущает – здесь все равно прекрасно и, главное, никого нет. За три дня мы встретили одного человека. А грибы можно собирать хоть ночью, вдоль дороги. С фонариком. Наморозили полный холодильник белых. Наварили 10 литров на маринад. 20 литров волнушек на соленье... Больше было просто некуда складывать...

⇐ Предыдущая часть

Если наш сайт оказался Вам полезен, Вы можете поддержать его авторов.